Гравюра Юзефа Пешки. Улица Валоцкая. 1793. Вид на усадьбу Ваньковичей на Интернациональной от офиса Велкома.

Гравюра Юзефа Пешки. Улица Валоцкая. 1793. Вид на усадьбу Ваньковичей на Интернациональной от офиса Велкома.

«Группа белорусских исследователей из Вильнюса, Гродно и Минска работает над созданием такого справочника, — рассказывает Сергей Харевский. — Существуют литовские, польские справочники, а теперь, когда белорусы вновь стали массово ездить в Вильнюс, пришло время создать и белорусский. Координатор проекта — Людвика Кардис, основатель проекта — Сергей Дубовец».

Дело в том, что именно на Россе захоронены десятки выдающихся белорусских деятелей, среди которых Владислав Сырокомля, основоположник белорусского архитектурного стиля Лявон (Леонид) Витан-Дубейковский, здесь находится символическая могила братьев Луцкевичей, похоронены Франтишек Алехнович, Ядвигин Ш. и Казимир Сваяк.

«Я взялся писать о деятелях архитектуры и искусства, и заметил, что добрая половина виленского пантеона родом из Минска либо имела к нему непосредственное отношение, — рассказывает Харевский.
— Например, знаменитый график Юзеф Озембловский, чьи работы — портреты Великих князей литовских, можно увидеть в учебниках, и даже на бутылках некоторых алкогольных напитков. Он же автор литографии „Белорусский раб“, хранящейся в Париже, которой Александр Герцен посвятил эссе о крепостничестве в Российской империи».

Деятелей искусства, известных художников и архитекторов, чьи судьбы непосредственно связаны с Минском, немало. Среди них Станислав Богуш-Сестренцевич, Мейер Аксельрод, Роман Семашкевич и Хаим Сутин.

«Я пришел к заключению, что Минск несправедливо находится в тени бренда Витебска, как центра искусства, — считает Харевский. — Здесь пересекались пути мировых знаменитостей, здесь родились народные художники СССР, Минск рисовали знаменитые европейцы.
Вклад Минска в европейскую культуру второй половины XIX в. и первой половины ХХ — колоссальный. Пришло время смены вех и акцентов».

Сергей Харевский предлагает сделать искусство брендом Минска.

«Сейчас все работают над созданием бренда Минска. — продолжает искусствовед. — Но зачем изобретать велосипед? Изобразительное искусство не требует перевода.
Здесь жил Бялыницкий-Бируля, который задолго до всяких революций завоевывал золотые медали в Европе. Или гравюры Юзефа Пешки. Это все и нужно сделать символом города. Так и создастся новый образ Минска — одной из европейских культурных столиц».
Клас
0
Панылы сорам
0
Ха-ха
0
Ого
0
Сумна
0
Абуральна
0

Хочешь поделиться важной информацией анонимно и конфиденциально?