В 2010 году профессору Островскому пришлось проводить пикет, чтобы отстоять право его детей учиться по-белорусски.

В 2010 году профессору Островскому пришлось проводить пикет, чтобы отстоять право его детей учиться по-белорусски.

В Обществе белорусского языка (Таварыства беларускай мовы — ТБМ) считают, что проблемы с обучением на белорусском языке вызваны не только позицией властей, но и тем, что сами родители не прилагают достаточных усилий.

Первый класс с белорусским языком обучения открылся в этом году в школе № 37 в Гродно. Учеников в нем пятеро. В этой же школе есть еще один третий класс с преподаванием на белорусском языке — там три ученика. В школе заверили, что проблем с учебой у этих детей нет: есть и белорусские учебники, и хорошие учителя.

Активисты ТБМ в этом году провели в гродненских школах более 50 встреч.

Преподаватель медицинского университета, профессор Алесь Островский рассказывает: во время встреч с родителями он чувствовал с их стороны полное понимание в вопросе необходимости белорусскоязычного образования. Но, по его мнению, очевидно то, что власти никак этому не способствуют, а наоборот — делают все, чтобы в этом направлении ничего не развивалось:

«Все информационное пространство русскоязычное, и человеку непросто пойти на такой шаг, чтобы отдать ребенка в белорусский класс.
Поэтому абсолютное большинство людей поступают по принципу: так, как все».

Историк, профессор Алесь Кравцевич отмечает со стороны администрации школы обычный формальный подход: мол, нас терпели только из-за того, чтобы поставить в свои планы очередную галочку о проведенном мероприятии: «Белорусский язык целенаправленно, сознательно вычищают из всех сфер жизни. И вот родители думают:

отдать ребенка в белорусскую школу — это путь по минному полю.
Добиваться, чтобы открыли класс, чтобы нашли учебники, найти учеников… Нужно ли это людям сейчас и много ли найдется таких героев? Нет этих героев».

Бывшая учительница белорусского языка Ирина Даниловская вспоминает, как после референдума в 90-е годы уничтожали школьное образование на белорусском языке. По ее словам, тогда этому рады были больше всех учителя. И теперь те, кто всю жизнь преподавал предметы по-русски, всячески противятся введению белорусского языка в школе:

«В школе никто не говорит: мы хотим открыть белорусские классы. Но школу можно заставить их организовать, если найдутся такие родители. А хочется ли родителям портить отношения с учителями? Много ли таких наберется?»

Председатель ТБМ в Гродно Алесь Крой сам провел много встреч с родителями и учителями. Он называет все те объективные причины, о которых говорили и его коллеги. Добавляет, что в школах не встречал враждебного отношения к себе. И приходит к выводу, что

проблема, прежде всего — в общественном сознании:
«Тяжело об этом говорить, но основная причина в том, что мы не стали еще белорусами, пока еще не стали, потому что не понимаем, что это очень важно. Это основная причина, если все суммировать. И за один день эту задачу не решить».
Клас
0
Панылы сорам
0
Ха-ха
0
Ого
0
Сумна
0
Абуральна
0

Хочешь поделиться важной информацией анонимно и конфиденциально?