Вот уже девять лет он живет в Нидерландах и активно гастролирует по Европе. Перед концертом Виталия Стахиевича, который пройдет 3 ноября 2013 года в Большом зале Белорусской государственной филармонии, «НН» расспросила его о творчестве и жизни за рубежом.

«Наша Нива»: Всемирно известный пианист Денис Мацуев когда-то сказал, что представителям некоторых профессий можно работать только в больших культурных центрах. Ведь в небольших городах рано или поздно исчезнет возможность для творческого роста и развития. Повлияло ли это обстоятельство на ваш переезд в Нидерланды?

Виталий Стахиевич: Наверное, в этом есть резон. В крупных культурных центрах и творческая жизнь куда интереснее, и отношения между творческими личностями куда активнее. Когда я оказался в Амстердаме, чуть ли не каждый день бывал на концертах в Консертгебоув (концертный зал в столице Нидерландов. — «НН»). Кроме того, мог без проблем посещать богатые художественные музеи, путешествовать по Нидерландам и другим европейским странам. Обретя новый опыт, начинаешь больше ценить культурную жизнь родного города, ведь наш Минск — тоже интересный европейский центр.

Выбор именно этой страны стал результатом, скорее всего, стечения обстоятельств. На то время я уже выступал там (особенно в соседней Бельгии), немного знал о жизни в этих странах. Для обучения в Амстердамской консерватории достаточно было знания английского языка, которое у меня было, а нидерландский выучил уже с течением времени.

«НН»: Смогли бы вы достичь того же успеха, если бы остались в Минске?

ВС: Думаю, каждому на определенном этапе полезно сменить обстановку, почувствовать новые влияния, стать более самостоятельным. Поэтому если бы я все время оставался в Минске, мое мировоззрение было бы иным, в чем-то — более узким. Для объективности, статус пианиста на Западе и у нас (с теми или иными поправками) схож. За счет общего уровня жизни, который в Европе выше, этот статус может казаться более привлекательным. Хотя в соотношении с другими профессиями и занятиями он везде примерно одинаков.

В Амстердаме каждый день наполнен концертами, занятиями в консерватории, где я уже второй год работаю концертмейстером, частными уроками. Но в первую очередь чувствую себя именно концертным пианистом, и основание так считать у меня есть. А вот в Беларуси проблематично иметь полноценную концертную практику. А без нее тяжело найти стимулы для разучивания новых программ и для многочасовых занятий. У нас такую практику имеют единицы, в то время как в Нидерландах — десятки, если не сотни или тысячи, музыкантов самого разного уровня.

«НН»: Ваш график выступлений расписан на месяцы вперед. Например, в феврале 2014 года вы собираетесь выступать в Бресте, в апреле — дважды в Амстердаме, в мае — в нидерландском городе Сантпарт-Норд. Причем, в большинстве случаев программа уже известна. Как вы относитесь к такого рода запланированной наперед жизни? Реально ли жить так в Беларуси?

ВС: У меня запланированы концерты даже на весну 2015 года! Жизнь концертных залов устроена так, что они планируют сезон заранее, сразу анонсируют весь год вперед и очень рано начинают продажу абонементов и билетов. Есть в этом что-то гнетущее, кажется, что время начинает бежать быстрее. Если что-то запланировано у тебя на 2 года вперед на определенный день на 20.15 — и наконец оно случается, то начинает казаться, что в промежутке между этими датами словно ничего и не было. К счастью, есть и домашние концерты, и какие-то непредвиденные выступления, в которых все более спонтанно.

В Беларуси зачатки такого планирования существуют. Но тут, к сожалению, все очень неопределенно. У меня были неприятные случаи, когда вроде запланированы уже концерты отменялись даже без согласования. Эту, так называемую «итальянщину», редко встретишь в пунктуальной и деловой северной Европе.

«НН»: В афише концерта, с которым вы вскоре выступите в Минске, — произведения Йозефа Гайдна, Франца Шуберта, Льва Абелиовича и Фредерика Шопена. Кто составляет программу: исполнитель или организаторы? Чем обусловлен выбор именно этих композиторов?

ВС: Поскольку концерт — часть международного фестиваля «Белорусская музыкальная осень», программу нужно заранее согласовывать с филармонией, чтобы не было явных повторений и накладок. Однако выбор был полностью моим. Раньше я часто играл сонаты, преимущественно из них состоял чуть ли не каждый сольный концерт. Теперь возникло желание почти полностью отказаться от этого жанра (исключение — соната Гайдна) и составить концерт только с миниатюр и произведений среднего размера. Правда, в случае с четырьмя экспромтами Шуберта и пятью пьесами Абелиовича миниатюры складываются в циклы, которые в совокупности воспринимаются как нечто масштабное. Произведения Шопена — «Первая баллада», «Полонез фа-диез минор» и «Фантазия» — каждое как целая поэма, развернутая история.

«НН»: Вы активно представлены в Интернете. У вас свой сайт, на котором можно найти записи выступлений, публикации и интервью с вами. Вы достаточно регулярно ведете ЖЖ. Подобная публичность — это состояние души, попытка сделать информацию о себе доступной меломанам или элемент самопиара?

ВС: Пожалуй, всего понемногу. Есть еще и Фейсбук, и «Вконтакте», и LinkedIn. Замечаю, что, когда сажусь в Амстердаме в трамвай или в поезд, то практически все вокруг держат перед глазами смартфоны и просматривают Фейсбук. А некоторые совмещают просмотр социальных сетей с поездкой на велосипеде! Пожалуй, сейчас это неотъемлемая часть жизни.

Концерт Виталия Стахиевича пройдет 3 ноября 2013 года в Большом зале Белорусского государственного филармонии (проспект, Независимости, 50) в рамках ХХХІХ Международного фестиваля искусств «Белорусская музыкальная осень». Начало в 19.00.

Клас
0
Панылы сорам
0
Ха-ха
0
Ого
0
Сумна
0
Абуральна
0

Хочешь поделиться важной информацией анонимно и конфиденциально?