Белорусские власти, вводя налог на владельцев автомобилей, ссылаются на мировой опыт. В каких же еще странах есть налог на автомобиль?
США
Здесь транспортного налога как отдельного сбора нет: он включен в стоимость топлива (примерно 15% от цены).
То есть чем выше расход бензина или солярки у машины, чем чаще она выезжает на дорогу и чем больше соответственно выбрасывает вредных веществ в атмосферу, тем больше в итоге заплатит ее хозяин. Разумеется, владельцы электрокаров транспортный налог не платят — в зарядку электричеством он не включен. Примерно 60% собранных таким образом средств направляется в федеральный дорожный фонд, а 40% идут в дорожные фонды штатов. Причем все эти деньги расходуются исключительно на строительство и ремонт автомагистралей.
Великобритания
Дорожный налог взимается с владельцев машин, работающих на бензине, дизельном топливе и природном газе.
Собственники электрокаров, гибридных моделей, а также автомобилей с объемом двигателя менее одного литра его не платят. Размер налога определяется госагентством DVLA (оно регистрирует автомобили и выдает водительские удостоверения) в зависимости от объема двигателя. Четких ставок нет, поскольку в расчет берется также чистота выхлопа. К примеру, владелец автомобиля с 1,4-литровым двигателем платит в год около 175 фунтов стерлингов, а за внедорожник с мотором 3,5 л придется выложить более 300 фунтов. Примерно 80% от средств, собранных в виде дорожного налога, идет на финансирование дорожной отрасли. Оставшаяся часть — на различные экологические программы, связанные в основном с улучшением качества воздуха.
Франция
Здесь действует двухступенчатая система налогообложения автомобилистов.
При регистрации новой машины владелец платит единовременный налог в зависимости от объема и мощности двигателя. Например, за модель с 1,6-литровым мотором мощностью около 100 л.с. надо заплатить 200—250 евро, а за 300-сильную версию объемом более трех литров – около 1.100 евро. Собранные средства идут на финансирование дорожной отрасли. Вторая ступень — ежегодный налог, исчисляемый в зависимости от того, сколько граммов углекислого газа, согласно данным производителя, автомобиль выбрасывает в атмосферу за 100 километров пробега.
Ставки прогрессивные — чем «грязнее» выхлоп, тем больше придется заплатить.
А вот владельцы машин, которые на 100 километров выбрасывают менее 200 граммов окиси углерода, от этого налога освобождены. Эти сборы идут на финансирование программ по сохранению чистоты воздуха и почвы.
Германия
При определении размера налога учитывается объем двигателя и чистота выхлопа. Независимо от года выпуска машины за каждые 100 куб. см объема следует выложить 2 евро для бензиновых моторов и 9 евро – для дизельных. Кроме того, по 2 евро ежегодно автовладелец должен платить за каждый грамм углекислого газа, вырабатываемого его машиной, по данным производителя, на 100 км пробега.
Этим сбором не облагаются хозяева экологичных моделей, вырабатывающих менее 120 г CO2 на 100 км.
Причем этот лимит будет снижаться: в следующем году планку опустят до 110 грамм, а в 2014-м – до 95. Полностью от уплаты транспортного налога освобождены владельцы электрокаров.
Чехия
В Чехии нет налога на автомобиль для физических лиц. Сбор введен только для предпринимателей, которые используют свои автомобили в коммерческих целях.
Япония
Здесь при покупке новой машины необходимо заплатить налог в размере примерно 5% от ее стоимости. Следующий платеж – при постановке автомобиля на учет. Сумма рассчитывается, исходя из объема двигателя и массы автомобиля. Вилка внушительная: за небольшую малолитражку начислят около 5.000 иен ($54), а, скажем, кроссовер потянет на 50.000—60.000 иен.
Впоследствии такая же сумма взимается с автовладельца ежегодно.
В отличие от многих других стран в Японии средства от дорожного налога направляются не на строительство трасс или экологические программы, а на развитие перспективных разработок в автопроме.
Китай
По аналогии с США транспортный налог включен в стоимость топлива (около 20% от цены).
Кроме того, при покупке нового автомобиля, выпущенного в КНР, владелец платит 10% от его стоимости. Для моделей иностранного производства ставка выше — 40%. Налоговые сборы с автомобилистов перечисляются на развитие дорожной инфраструктуры.
Россия
Размер транспортного налога зависит только от мощности двигателя.
Причем на федеральном уровне установлены лишь базовые ставки налога — региональные власти вправе по своему усмотрению увеличивать или уменьшать их (максимально в десять раз), а также вводить льготы для собственников той или иной категории автомобилей. Дифференциация по чистоте выхлопа не предусмотрена — при равной мощности моторов владелец «экологичного» автомобиля должен платить столько же, сколько и хозяин чадящей развалюхи. С 1 января 2012 года средства поступают в федеральный и региональный дорожные фонды, из которых финансируется строительство, ремонт и реконструкция трасс.