Сегодня в столичном кинотеатре «Ракета» стартует показ фильма Ларса фон Триера «нимфоманка».
Поскольку фильм очень длинный, сначала зрители увидят первую часть (118 минут), которая будет демонстрироваться до 2 марта. Потом — вторую.
«Нимфанка» начинается с того, что избитая и чуть живая женщина, которую зовут Джо (Шарлотта Генсбур), попадает к одинокому холостяку Селигману (Стеллан Скарсгард).
Джо со страхом обнаруживает, что она нимфоманка, которая постоянно жаждет секса. В фильме женщина рассказывает случайному собеседнику историю своей жизни и эротических переживаний.
Показ «Нимфоманки» уже называют скандальным.
Например, по этическим соображениям его запретили в Гродно и Волковыске, в стране Евросоюза Румынии, а также в Армении и Кыргызстане.
Чем вызван такой ажиотаж?
Причин несколько.
Фильмы фон Триера — это каждый раз необычное.
В 2000 году лента «Танцующая в темноте» была отмечена «Золотой пальмовой ветвью» Каннского кинофестиваля. Фон Триер — один из авторов манифеста «Догма-95», который предусматривает отказ от больших бюджетов, спецэффектов и ставку на раскрученных звезд.
Этот режиссер — один из самых скандальных среди своих коллег. В 2010 году он заявил, что считает себя нацистом и с сочувствием относится к Гитлеру.
Позже выяснилось, что фон Триер пошутил. Но за такие шутки в Каннах его объявили «персона нон грата». Во время представления фильма на Берлинском кинофестивале на одежде фон Триера было написано «Каннский фестиваль, Персона нон грата — официальный отбор».
В фильмах этого режиссера всегда было много секса и насилия. Не исключение и «Нимфоманка». В некоторых сценах заняты профессиональные порноактеры.
Причем путем монтажа другим актерам «дорисовали» их половые органы. Недаром в одной из ведущих немецких газет рецензия на фильм называлась «Два с половиной часа любовных стонов».
Чем тогда интересна «Нимфоманка»? Разумеется, не одним только сексом. Скорее это первый, самый предсказуемый аспект, на котором остановит свое внимание часть аудитории.
В центре последних фильмов Триера традиционно находится история болезни. Но здесь режиссер не осуждает Джо. Как пишут критики, «с детства ее одолевала жажда жизни. Желания остались неисполненными, она потеряла вкус к жизни, и остался только секс, только удовольствие без любви».
Но понимает это только Селигман — книжный человек, который хорошо знает книги, но плохо — реальную жизнь. Поэтому во время рассказа Джо он постоянно проводит параллели (иногда очень комические) с искусством. Получается, что искусство может если не подсказать человечеству выход из кризиса, то, по крайней мере, помочь ему.
В фильмах фон Триера
зрители со всего мира видят сочетание несочетаемого: показ абсурдности и бессмысленности современной жизни, иронию и пародию, желание выслушать человека, который попал в объятия такой жизни и не может выбраться. А также секс и насилие. И такой «винегрет» работает. Ведь это фон Триер.
Фильм идет на английском языке с русскими субтитрами.
***
Трейлер не размещаем по этическим соображениям.