фото Юрия Сидуна
Группа «Bosae Sonca» стремительно становится одной из интереснейших белорусскоязычных команд новейшего времени, а в 2013-м удивила поклонников, выпустив два альбома. И если первый — электрический «Залаты» получил просто хорошие рецензии, то акустический «Адпусці» получил награду Experty.by как лучший белорусскоязычный альбом.
27 апреля группа отыграет большой концерт в минском клубе Tarantino, где презентует альбом в «правильном звучании». Концерт устраивают «Эксперты» и кампания «Будзьма беларусамі».
Лидер группы Алесь Кот-Зайцев накануне концерта рассказал «Нашей Ниве» о жизни на два города, влиянии на свое творчество Войтюшкевича, и то, может ли музыка быть профессией.
Про Минск и Москву
Сейчас я живу на два города — Минск и Москва. Минск — это прежде всего дом, близкие и родные люди, свое окружение, здесь я чувствую себя в своей тарелке в любой ситуации. Москва — мегаполис, чрезвычайно разнообразный: много различных тусовок, культурных площадок.
Дело в том, что и в Беларуси, и в России я занимаюсь именно музыкой, и тут разница есть, в Москве все музыкальное движение происходит по правилам, близким к шоу-бизнесу. С другой стороны, шоу-бизнес есть и в Беларуси, но он совсем другой.
Музыка с детства
Музыкой с детства занимаюсь. Существует такой стереотип, что музыка — это не профессия для нормального адекватного человека. Поэтому родители переживали, что мальчик с нормальным образованием склоняется к музыке, вместо того, чтобы выбрать нормальную профессию.
У родителей были колебания — давать мне соответствующее образование, или держать музыкальные увлечения в формате «хобби». Так или иначе, писать музыку и относиться к этому как к призванию я начал лет в 17.
фото Юрия Сидуна
Про ориентиры
Слушал всегда очень много и разного — от Led Zeppelin и Pink Floyd до The Killers и Muse. Очень много альтернативной, независимой музыки, то что называется «инди».
Если брать белорусскую музыку, то сначала как и все слушал NRM и Ulis. Потом как-то открыл для себя акустическую музыку, в частности Войтюшкевича. В студенческие годы на первом свидании с будущей женой я отвел ее на концерт Войтюшкевича, может, это и повлияло на нашу дальнейшую судьбу.
Про семью
Музыкант — не лучший вариант для создания семьи, особенно пока у него нет статуса, не платят гонорары, в моем случае моя жена уникальный человек, если бы не она, я уверен, что ни с кем бы не связывал жизнь, ибо терпеть мужа-музыканта мало кто может.
Конечно, бывают сложные моменты, когда она хочет нормального мужчину с нормальной работой, как у всех женщин бывают такие моменты, когда они не знают, что делать. Но она меня поддерживает, понимая, что я пока музыкант, который находится на пути становления.
фото Юрия Сидуна
Про два альбома за год
История такая банальная: нужно стать явлением, а не просто петь песни, надо вырываться из круга любительских групп. Далеко всем это понятно. Люди относятся к собственной музыке как к хобби, другого пути не видят. Ко мне такое осознание пришло не сразу.
Долгое время я колебался, может ли это быть занятием жизни, но потом понял, что если музыка меня столько лет не оставляет — надо попробовать сделать из нее профессию. Есть еще моменты финансирования записей, технические всякие моменты, однако я сторонник того подхода, что этими вопросами должен заниматься менеджер, работающий с музыкантами.
В Беларуси это, к сожалению, под вопросом. Но если вот эта схема «как что делать» складывается в голове, работать становится легко — и вот, пожалуйста, два альбома за год. ВОзможно, тут на нас также повлиял Войтюшкевич — он тоже чрезвычайно продуктивный.
Про будущее группы
«Босае сонца» номинировано на премию Rock Profi как дебют, и это правильно, так как мы только начинаем свой путь профессионального коллектива. Пока что зарабатывать не получается, хотя я всегда стараюсь смотреть на ситуацию оптимистично, любят у нас ныть, что нет шоу-бизнеса, что невозможно существовать музыкантам в этой ситуации, но есть примеры успешных команд, которые существуют и выступают — значит не все так плохо.
Наконец, «Босае сонца» — международный проект, наш баянист живет в Праге, я в Москве, строить планы сложно. Однако после премии «Экспертов» и положительных рецензий, очень хочется работать дальше.
Про вдохновение
Вдохновляюсь жизнью: песни витают в воздухе, я отношусь к песням просто, чтобы их писать, мне не нужно зажигать свечи и впадать в транс, хотя бывало и такое. После одного из фестивалей нам предложили поехать в усадьбу в Альпах, мы там жили почти неделю, практически затворниками, там была мобильная студия на чердаке, где мы импровизировали, играли, и выглядело это как коллективный транс. А обычно я могу ехать в трамвае или троллейбусе, что-то приходит в голову, слава Богу, есть смартфоны с диктофонами, проблема только в том, чтобы все эти мысли-зарисовки после доделать до хорошей песни. А этот процесс похож на рыбалку: из океана мыслей пытаешься выловить красивое и существенное.
фото Юрия Сидуна
Про Анатолия Сыса
Я признаюсь, что не слишком углублялся в его биографию. Не почувствовал потребности — настолько его личность вся видна в стихах, когда начинаешь понимать, насколько по-настоящему и от сердца он писал.
Мой друг Сергей Довгушев дал мне почитать эти стихи, потому что хотел сделать несколько песен на них.
Я люблю сразу видеть задачу и работать на результат: предложил Сергею записать альбом на стихи Сыса, ведь с его стихами работать легко, читаешь и в какой-то момент начинаешь видеть музыку, поэтому те песни, что попали на альбомы «Босага сонца», мгновенно были написаны. Как по мне, кстати, то это самые сильные треки альбома.
Про концерт в Tarantino
Было бы скучно прийти, просто сыграть альбом и уйти. Однако, во-первых, мы никогда не исполняли его вживую со звучанием, которое должно быть — на небольших площадках нельзя поставить струнную секцию. Поэтому альбом впервые прозвучит в концертной версии так, как следует.
Во-вторых, планируем на концерте дуэт с Полиной Республикой, в-третьих, будет презентована новая песня. Да и другие сюрпризы планируются.