Санкт-Петербургская епархия прекратила служение иерея Николая Савченко в храме и постановила ездить в Троице-Сергиеву пустынь «с целью переосмысления своей антироссийской и прабандеровской позиции». Отец Николай будет ездить туда каждые выходные, так как по будням работает на светской работе. Согласно официальному сообщению епархии, решение было принято «на основании всех представленных материалов численностью более 200 страниц», под которыми, по-видимому, подразумеваются также и распечатки постов со многими комментариями из блога Николая Савченко, расположенного по адресу pravoslavnij.livejournal.com.

Ниже предлагаем вниманию читателям «НН» интервью со священником, проведенное корреспондентом агентства «Росбалт», а также несколько постов с его блога в «Живом журнале».

Из-за попытки примирить народы России и Украины иерей Николай Савченко едва не лишился сана и под давлением общественности был переведен из храма Преображения Господня в Лесном в Троицко-Сергиеву пустынь Стрельно. Однако он говорит, что следовал Божьей заповеди и готов продолжить служение.

— Отец Николай, я правильно понимаю, что вы изложили свою позицию о ситуации в Украине, и это вызвало недовольство со стороны РПЦ?

— Я бы не квалифицировал это исключительно как внутрицерковный конфликт или внутрицерковную проблему. Проблема истекает извне — на епархию оказало давление общественное мнение. Ранее несколько раз в своем блоге я высказал мнение о том, что мы совершаем ошибку, потому что ненавидим нынешнее мнение в Украине, желаем территориальных изменений, проявляем агрессию. Я пытался объяснить народу, что мы поступаем неправильно, сея дух вражды, тогда как нужно увидеть в украинцах братьев, прислушаться к ним, найти мирное решение конфликта. Кроме того, однажды на Невском проспекте, желая выразить свое отношение к этим событиям, я сфотографировался с несколькими прихожанками (речь про участие в антивоенном марше, который прошел в Санкт-Петербурге 1 мая). Я был тогда в рясе с крестом и держал в руках маленький флаг Украины. И это было воспринято многими как поддержка фашизма, бандеровщины. Меня обвинили в том, что я оправдываю «Правый Сектор», желаю революции, Майдана в России. Но я никогда об этом не говорил. Я не занимаю чью-то конкретную сторону. Меня обвинили в том, что я поддерживаю Бандеру и Гитлера, но я их осуждаю. Мои миротворческие попытки восприняли неправильно. Вы ведь понимаете, что общество настроено очень агрессивно по отношению к событиям в Украине, поэтому миротворческие заявления тоже вызывают агрессию.

— Никаких политических призывов не было?

— Нет, мои призывы — миротворческие. Это не политика. Священник, который заявляет о необходимости примирения, исполняет заповедь Божью «Блаженны миротворцы».

— Как прихожане отнеслись к вашим высказываниям?

— Большинство из них переживают по поводу Украины, но не критикуют меня. Но некоторые политически активные граждане восприняли мои слова негативно. Они мне все это высказывали, порой даже в резкой форме.

— А украинцы поддержали вас?

— В приходе есть несколько украинцев, которые очень переживают о случившемся. Они находили во мне священника, который понимает их тяжелое положение.

— Вас не лишили сана за ваши высказывания?

— Нет. Хотя раздавались яростные голоса. На епархию и на наш приход было оказано достаточно сильное давление общественного мнения, люди требовали, чтобы епархия лишила меня священного сана. И епархия некоторым образом поддалась этому давлению. Меня послали для исправления в Троице-Сергиеву пустынь Стрельны. Но таким образом меня вывели из-под удара, поскольку данное действие епархии имело целью еще и прекратить некоторые дискуссии в приходе.

— Как вы относитесь к переводу в Стрельну?

— Я считаю это совершенно закономерным явлением. Давление окружающего общественного мнения слишком сильное. Я бы сравнил попытки прекратить это с попытками остановить наступление дня или ночи. Это должно было случиться. Как это ни прискорбно, но общественная ненависть у нас чрезмерна. Я надеюсь, что произойдет умиротворение, и проблема уйдет. Что же касается служения, то у меня есть мирская работа, вечера я провожу со своими детьми. Поэтому приезжать в Троице-Сергиеву пустынь буду в выходные. Епархия об этом знает и относится с пониманием.

— Ваш перевод временный?

— Не было указано, на какой срок. Я настроен на то, что буду там находиться очень долго.

— Вы говорили о примирении с Украиной. А что думаете об одной из причин конфликта — о присоединении Крыма?

— Выскажу свое личное мнение — это не позиция РПЦ или епархии. Я отношусь к этому резко отрицательно. Мы нарушили тем самым международный договор. Нарушили даже послевоенное устройство мира, за которое проливали кровь наши деды на полях Великой Отечественной войны, чтобы создалась ООН, чтобы мир находился в относительной безопасности. Мы совершили ошибку и оттолкнули большинство населения Украины этим шагом. Я считаю, что на тему Крыма необходим диалог, чтобы прийти к пониманию.

— Кстати, о позиции. Складывается представление, что РПЦ поддерживает позицию государства, а отдельные священнослужители непременно должны ее транслировать.

— Церковь не может быть частью государства. Но на нее оказывается неизбежное влияние со стороны СМИ и общества… Однако наша церковь делает миротворческие заявления. Этот голос почти не слышен, его не хотят транслировать СМИ. В этом отношении о церкви почти что забыли. Сейчас транслируются только воинственные, резкие заявления. Церковь исполняет свою миссию, но поставлена в такие рамки, когда делать это трудно. Святейший Патриарх говорил, что церковь должна стоять над схваткой, она не может быть на одной стороне, и она действительно так делает. Но, конечно, многие священнослужители как граждане своей страны высказываются частным образом, и таких высказываний множество. Это нормальное явление.

— Ранее руководитель самопровозглашенной «Одесской народной республики» Валерий Кауров заявил, что украинские спецслужбы пытались задержать священников, которые поддерживали местный Антимайдан, — Олега Моряка и Андрея Новикова, кроме того, по его данным, были прямые угрозы расправы над митрополитом Агафангелом…

— Я знаю Андрея Новикова и, конечно же, считаю, что не должно быть такого давления. Это прискорбно, я думаю, что это тоже плоды нашей взаимной ненависти, от которой надо излечиться…

— Вы связывались с Андреем Новиковым?

— У нас с ним была дискуссия. У нас разные взгляды на происходящие события и явления, но я поддерживаю то, что ему было предоставлено убежище в России, и он проживает здесь. Вне зависимости от взглядов и подходов мы должны проявлять милосердие и гасить очаги взаимной напряженности.

— Можно ли говорить о том, что произойдет отделение Украинской православной церкви от Московского патриархата?

— Такой вопрос может решаться только на всеправославном уровне. Если это произойдет, то только по церковным канонам, но пока для этого еще не созрели условия в наше время вражды и взаимного напряжения.

— Однако нельзя сказать, что происходящее не мешает взаимодействию между Украинской православной церковью и Московским патриархатом.

— Эти политические события действительно положили ров между украинцами и русскими, в том числе между двумя частями православной церкви — русской и украинской. И это меня чрезвычайно беспокоит. Эти события разрезают церковь. Мы должны сделать все, чтобы этого не произошло, это внутрицерковный вопрос.

— Сейчас, после вашего перевода, вы продолжите высказывать свою позицию по поводу необходимости разрешения противоречий с Украиной?

— Мне не было четко и ясно озвучено, от каких своих заявлений я должен отказываться, потому что в общем-то все мои заявления пока трудно оспорить. Другое дело, некоторые считают, что за этими призывами к миру скрывается моя тайная симпатия к фашистам, бандеровцам, но, видит Господь, этого нет. Я испросил прошения у всех, у кого мог.

***

 

Посты иерея Николая Савченко из его блога в «Живом журнале»

О своем переводе

Вернувшись из Троице-Сергиевой пустыни, куда я был назначен священноначалием на исправление и куда я буду ездить каждые выходные, поскольку по будням я работаю всю жизнь на мирской работе, я обнаружил грандиозный вал эмоциональных сообщений о моем переводе. В Украине сообщения об этом в социальных сетях насчитывают уже тысячами. При этом из Украины приходят сотни писем благодарности, а из России большинство писем с очень резкими словами, хотя есть и слова поддержки. Это еще раз показывает, как сильно война разделяет людей, оставляя трудно заживляемые раны. Я бы хотел, чтобы миротворческие усилия духовенства не вызывали таких диаметрально противоположных суждений. Что для этого надо? Для этого надо, чтобы миротворческая позиция духовенства и вообще Церкви звучала ясно и отчетливо, чего пока еще нет. Мне кажется, что необходимо ясное понимание, что миротворчество не есть политика, а миротворческие мероприятия не есть политические. По крайней мере во всем мире и, в том числе, в других Поместных Православных Церквах это понимается так. Участие духовенства в миротворческих мероприятиях считается совершенно обычным, понятным и ничуть не удивительным. Скорее даже наоборот: неучастие духовенства в миротворческих мероприятиях вызывает недоумение. Неужели в России не так? А почему? Кроме того участие духовенства в миротворческих мероприятиях в духовной одежде священника, как мне кажется, не может вызывать нареканий в каноничности этого. Ряса и подрясник являются именно повседневной одеждой священника, по церковным правилам священник в них обязан ходить всегда, как это мы видим у традиционных православных народов, например, у греков. В СССР эта традиция почти исчезла под сильнейшим давлением богоборчества, но, например, в Русской Зарубежной Церкви священнослужителям всегда рекомендуется ходить в духовной одежде, кроме мирской светской работы, и это есть незыблемая традиция. Почему же для участия в миротворческом мероприятии духовную одежду надо снимать? Есть ли в этом какой-то особенный смысл? Евангелие прославляет миротворчество, не обуславливая его ношением или неношением рясы при этом. Поэтому, целиком осознавая сложившуюся в РПЦ МП традицию вообще никак не участвовать духовенству в любых, даже собственных миротворческих мероприятиях, мне хотелось бы, чтобы этот вопрос был надлежащим образом осмыслен. И тем более трудно увидеть в призыве к миру с Украиной и украинским народом нарушение священнической присяги. Что касается инициативы моего перевода, то я не хотел бы сужать вопрос до фамилий или указывать пальцем на прихожан или клир храма. Не прихожане храма и клир «затравили» одного предполагаемого миротворца в рясе с крестом и флажком братской Украины, а ненависть, гнев и ярость некоторой части нашего общества. На храм и на епархию было оказано достаточно сильное давление с целью вообще лишить меня священного сана. Мне пришло много писем с проклятиями и обещаниями лишить сана и с позором изгнать из Церкви. Было множество яростных обвинений в бандеровщине и фашизме. Такое нездоровое мнение очень распространено сейчас. Это давление общественного мнения чрезвычайно влиятельно. Это именно давление общественного мнения, то есть мнения большинства общества, а не инициатива прихода или тем более духовенства храма. Поэтому защитники зря ищут корень проблемы в храме. Он не там. Он в самом обществе. Он извне храма. Это должно было случиться неизбежно: слишком силен заряд ненависти и осуждения к нынешней Украине. К борьбе с этим духом ожесточения я и призывал. Именно этим духом ожесточения объясняются проклятия и осуждения в адрес флажка братской Украины с гербом рода Рюриковичей на нем (трезубцем). Эти ожесточенные комментарии очень распространены сейчас. Так может пора изгнать это ожесточение из наших сердец? Я надеюсь, что в приходе наступит умиротворение, и еще раз испрашиваю у всех прощения, если мои какие-то слова могли казаться провокационными.

О сепаратистах

Видеообращение командующего войсками ДНР свидетельствует о том, что в Донецкой области местное население не желает вступать в отряды добровольцев и воевать со своими украинскими братьями по ту сторону фронта. Стрелков, будучи все-таки человеком несомненно искренним, откровенно признает, что в его отряды не вступило даже 20 офицеров из местных жителей. А сами его отряды — это «маленькая группа добровольцев из России и Украины» (причем Россия стоит на первом месте). Из 130 тыс. населения Славянска и 250 тыс. населения Краматорска не нашлось желающих воевать с оружием в руках дословно «против всей Украинской армии» (то есть именно против кадровой армии, а не против мифических полков «Правого Сектора»). Это обращение звучит как громадная надежда на то, что война не разгорится. Жаль, что обманутые пропагандой люди – такие, как Стрелков, могут пасть жертвой в этом самоубийственном и совершенно неоправданном мятеже. Против братьев не воюют. И совесть жителей Донецкой области справедливо этому противится. Вот почему они не идут проливать кровь. Мир близок. Господь да приблизит этот мир.

Психоз «Москали на гиляке». 15 интернет-запросов в месяц из Львовской области и 30 тыс. из России

Прославившийся на всю Россию так называемый «символ-девиз бандеровского фашизма» – крик «москаляку на гиляку» – на деле оказывается совершенно неупотребляемым в Западной Украине выражением. Статистика запросов Яндекс.Директ показывает, что это словосочетание за март 2014 года было набрано 29,9 тыс. из России, но только 15 раз из Львовской области.

Что это означает? Только то, что в нашем парализованном страхом и неприязнью уме мы сами себя вешаем.

То же самое надо сказать и о девизе «смерть ворогам». Из Львовской области за март месяц в Яндексе такие запросы были набраны лишь 30 раз. При этом у нас, в России, это выражение считается чуть ли не символом современной Украины.

Так где основания для ненависти?

Где оправдания стрельбе и страху?

Оскорбления русских в украинском интернете непопулярны, исходя из статистики интернет-запросов.

Всю Россию обошли несколько видеозаписей с украинскими школьниками или молодежью, кричащими: «Кто не скачет, тот москаль!» В порыве ярости социальные сети в России представляли дело так, что все украинцы ненавидят русских, что так ругается, скачет и пляшет вся Украина. Ответные порывы ярости на всех уровнях российского общества не утихают до сих пор. Потеряли здравое расположение духа и многие христиане. Один православный интернет-ресурс устами главного редактора после этого заявил, что украинцы, де, всегда ненавидели русских, ненавидят и сейчас, а потому братство двух народов – это фикция, и мы на самом деле враги. Так ли это? Насколько оскорбления в адрес русских популярны в украинском обществе?

На минутку отвлечемся от евангельских цитат о любви к ближнему и о миротворчестве и призовем на помощь простую математику. Докажем с ее помощью то, чего не видят очерствевшие ненавистью и предубеждением наши сограждане. Если души повреждены, обратимся к разуму. Итак, насколько же популярны оскорбления русских в украинском интернете?

Статистика интернет запросов логического вида «+кто +не скачет +тот москаль» в системе Яндекс.Директа неожиданно для многих показывает удивительную вещь. Хотя доля поисковой системы Яндекс составляет в Украине около 43,5% и уступает Гуглу (54,5%) и хотя доля запросов на украинском языке варьируется от 2-3% в Крыму и Луганской области до 32% во Львовской, тем не менее оскорбительные запросы такого вида оказываются совершенно непопулярными в Западной Украине, но чрезвычайно популярными на Востоке Украины и в России.

За март месяц 2014 года всего по России запросов логического вида «+кто +не скачет +тот москаль» было 33,5 тыс., в то время, как во всей Украине лишь 1954. Более того, из этих менее чем двух тысяч запросов, подавляющее большинство было выполнено отнюдь не в областях Западной Украины. Так, областью с наиболее частым исполнением этого запроса в Украине стал, как ни странно для многих, Крым. Там таких запросов было выполнено 619, или почти треть от всех украинских. На втором месте Киевская область (355 запросов). на третьем – Донецкая (309 запросов), на четвертом – Харьковская (138) и Днепропетровская (136). Сколько же было таких запросов в западных областях Украины? Из Львовской области таких запросов за целый март месяц было 4 (четыре), из Тернопольской ноль и из Ивано-Франковской тоже ноль.

Не менее интересной оказывается и статистика запросов со словом «кацап». Казалось бы, если налицо ненависть к русским, то таких запросов должно быть много. Оскорбительные слова будут присутствовать в статьях, заметках, видеозаписях. Но что же мы видим на самом деле? За март месяц 2014 года в России таких запросов было произведено 121,8 тыс., а в Украине лишь 15 тыс. Однако в случае Украины даже эта почти десятикратная разница еще не отражает всей картины явления. Дело в том, что из 15 тыс. запросов в Украине со словом «кацап», на Западную Украину приходится НИЧТОЖНОЕ МЕНЬШИНСТВО. Лидерами по таким запросам опять оказываются области востока и Крым, в то время как статистика таких оскорбительных запросов по Западной Украине выглядит следующим образом: из Львовской области – 286 запросов, из Ровенской – 153, из Ивано-Франковской – 64 и из Тернопольской – 56.

Как можно обобщить полученную статистику оскорбительных для русских выражений в украинском и российском интернете? Только так, что мы, русские, ругаем сами себя и подозреваем украинцев в ненависти. Мы ищем проявления ненависти, руководимые страхом или гневом. Ищем и находим то, что нам подается. Однако статистика и математика показывают совершенно обратное. Украинцы даже в Западной Украине не имеют обыкновения использовать ругань в отношении русских.

После таких математических доказательств я надеюсь, что и евангельские цитаты о мире и любви к ближнему будут восприниматься понятнее. Так есть ли хоть какой-то смысл в войне, когда с той стороны не наблюдается ненависти? Зачем все эти вооруженные захваты государственных зданий? Зачем все эти расколы в стране? Зачем, если мы сами внушили себе ненависть и верим в нее? Не пришла ли пора выйти из матрицы злобы, мести и войны? Не пора ли примириться?

О феномене страхов, связанных с «Правым Сектором». Статистика интернет-запросов по регионам и месяцам.

Ненависть, страх, паника, жажда мести, гнев. Именно такие чувства в основном испытывают жители России по отношению к «Правому Сектору». Эта организация стала известнейшей и наиболее упоминаемой в Интернете политической организацией. В марте словосочетание «Единая Россия» набиралось в поисковиках Яндекса 140 тыс. раз, а «Правый Сектор» – 660 тыс. раз. В четыре раза больше. Частота употребления словосочетания «Правый Сектор» выросла настолько, что уже стала сравнимой с употреблением слова «Путин».

В чем же дело? Как получилось, что организация, которая на Майдане не могла выставить и сотню боевиков, вооруженных только палками, стала внушать страх и ужас всем жителям России? Ведь и сейчас эта организация едва ли может насчитать больше одной-двух сотен бойцов, в основном без оружия, находящихся к тому же далеко в тылу. Конечно же, ассоциированных с ней людей или демонстрантов больше, однако мы легко можем увидеть, что на демонстрациях или шествиях организованный отряд боевиков насчитывает не более 50 человек даже в Киеве. Остальные участвующие в демонстрациях – обычные мирные жители. Как же получилось, что такая малочисленная группа смогла овладеть умами всей Великой России?

Эти загадки легко разгадываются благодаря пониманию следующих интересных закономерностей. Первая интересная закономерность видна из динамики роста количества запросов словосочетания «Правый Сектор» в системе Яндекс. Значительно упрощает анализ тот факт, что на русском и на украинском языках написание организации отличается лишь на одну букву и потому в статистике Яндекс.Директ они учитываются совместно.

В ноябре 2013 года словосочетание «Правый Сектор» было набрано в поисковиках Яндекса сего лишь 877 раз. В декабре 2013 года – 1956 раз. В январе 2014 года – 57,3 тыс. раз. В феврале 2014 года – 308,8 тыс. раз. В марте 2014 года – 660 тыс. раз.

Мы видим лавинообразный рост, который объясняется широкомасштабной вольной или невольной рекламой российских СМИ. Однако более всего интересен даже не столько громадный рост, сколько география этого роста. Дело в том, что большой ошибкой было бы считать громадный рост запросов ростом желания жителей Украины вступать в боевые организации «Правого Сектора». Как раз этого и не наблюдается. А география запросов позволяет однозначно определить природу и мотив интереса людей к «Правому Сектору».

Какова же география запросов со словосочетанием «Правый Сектор»?

Дело в том, что из общего количества 660 тыс. запросов в месяц на регионы Западной Украины приходится НИЧТОЖНАЯ ДОЛЯ.

Так, например, из Ивано-Франковской области было лишь 742 запроса, из всей Тернопольской области – 602. Из Ровенской области – 1244 запроса. Больше всего из Западной Украины запросов было из Львовской области – 2723.

Для сравнения из Москвы было 92,3 тыс. запросов, из Петербурга и Ленобласти – 27 тыс. Самое интересное, что Львовская, Тернопольская и Ивано-Франковская области Украины оказались САМЫМИ ПОСЛЕДНИМИ ОБЛАСТЯМИ страны по частоте использования этого словосочетания в поисковиках. Более того, они оказались позади даже всех областей России. То есть те самые области, которые должны были бы дать наибольшее количество сочувствующих этому движению, на деле оказываются наименее интересующимися им. Для примера надо упомянуть, что в Донецкой области зарегистрировано 38 тыс. запросов, в Днепропетровской – 22,7 тыс., в Харьковской – 21,4 тыс., в Крыму – 20,3 тыс. Таким образом, жители восточных областей Украины проявляли интерес к словосочетанию «Правый Сектор» в интернете в ДЕСЯТКИ РАЗ БОЛЬШЕ, чем жители западной Украины.

Третья важная закономерность видна из анализа частоты использования более уточненного запроса «вступить Правый Сектор». Хотя такой запрос не отражает украинский вариант фразы, но все равно следует указать, что таких запросов за март месяц было произведено всего лишь 1353. Надо понимать, что далеко не каждый запрос подобного рода приводит к вступлению жителя Украины в какую-то немногочисленную боевую группу «Правого Сектора», как правило больше похожую на молодежную тусовку. Но самое интересное, что и в этом словосочетании главную долю занимают запросы с востока Украины. Так, например, фразу «вступить Правый Сектор» набирал лишь 1 житель Тернопольской области, но 200 жителей Днепропетровской и 176 жителей Донецкой области. Оказывается, что запросы, говорящие о вступлении в «Правый Сектор» набирали ПОЧТИ ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО жители восточных областей Украины. Здесь следует оговориться, что украинский эквивалент фразы «вступить Правый Сектор» мною не был исследован, хотя при этом надо учитывать, что примерно 30% членов «Правого Сектора» на февраль 2014 года говорили по-русски.

Данная закономерность позволяет сделать определенные выводы.

1. Интерес Западной Украины к «Правому Сектору» весьма мал.

2. Интерес Восточной Украины и России к нему носит в основном мотивы страхов, гнева и желания узнать о враге больше.

3. Первое и второе вместе позволяет сделать вывод, что эти страхи сильно преувеличены.

Однако при всем при этом жизнь России, международные события, передвижения войск, военные учения, всеобщий гнев объясняются как правило именно наличием «Правого Сектора». Приведенная статистика показывает действительную цену всему этому общественному и милитаристскому психозу.

Клас
0
Панылы сорам
0
Ха-ха
0
Ого
0
Сумна
0
Абуральна
0

Хочешь поделиться важной информацией анонимно и конфиденциально?