В Витебске 24 июня на Рыночной площади напротив Воскресенской церкви был установлен памятник князю Витебскому (1320—1345 годы), Великому князю Литовскому (1345—1377 годы) Ольгерду (Альгерду).

Конный памятник князю создан минским скульптором Сергеем Бондаренко и отлит на полоцком предприятии «Технолит». В Витебск его привезли 24 июня около 9:00, после чего начался процесс монтажа, затянувшийся почти до 21:00, написал Сергей Серебро на сайте «Народные новости Витебска».

Пустой постамент, который витебские чиновники стыдливо называли «Памятником витебским замкам», пришлось расширить под новую скульптуру — для этого впереди установили дополнительный гранитный блок.

Князь Ольгерд в Витебск приехал отдельно от своего коня: две части скульптуры везли в разных машинах. На месте установки их сначала выгрузили, а потом князя посадили верхом и закрепили скульптуру. Отдельными частями были изготовлены меч и вожжи — их прикрепляли последними.

Наиболее растянутой оказалась процедура подготовки пьедестала. Сначала на него подняли металлическую раму, которая поддерживала памятник в процессе бетонирования. Потом при помощи крана подняли скульптуру и наварили к копытам коня толстые металлические стержни. Дело в том, внутри скульптуры находится силовой каркас, стальные стержни которого проходят через три ноги. Наваренные стержни опустили в отверстия постамента и залили их бетоном.

Торжественное открытие памятника князю Ольгерду состоится 27 июня в 15:00 во время празднования 1040-летия Витебска.

Об истории создания памятника и его символике рассказал «Нашей Ниве» скульптор Сергей Бондаренко.

«Наша Нива»: История с этим памятником оказалась затянутой. Еще год назад появлялась информация, что в Витебске будет установлен памятник Ольгерду авторства скульптора Валерия Могучего. Потом тот проект «завернули». Вы, насколько понимаю, дорабатывали памятник, первый вариант которого не был утвержден?

Сергей Бондаренко: Нет, я делал новый памятник по собственному эскизу. Хотя принципиального отличия от первого варианта нет.

«НН»: Если сравнить «прежнего» и «настоящего» Ольгерда, ваш выглядит более динамичным: конь в движении, рука князя вытянута…

СБ: Да, аллюр коня можно назвать рысью.

«НН»: На чем вы основывались, создавая образ?

СБ: К сожалению, иконографического материала тех времен нет. Есть гравюры XVII века.

«НН»: Имеете в виду Гваньини?

СБ: Да. У него Ольгерд — в итальянских доспехах XVI века. Я отталкивался от Гваньини, но в конечном итоге основывался на своих представлениях о том, каким князь мог бы быть. И считаю, что в конце концов образ получился.

«НН»: А почему выбрали такой сюжет — соколиная охота?

СБ: Какая же это охота? Кто ездит охотиться в боевых доспехах? Здесь другая символика: сокол — символ княжеской власти. Динамика жеста отражает этот державный посыл. С жестом, кстати, были проблемы: сначала он был чуть другим, но кому-то не понравилось, увидели ассоциации какие-то… Поэтому я жест смягчил, руку подвернул немного. И вообще, настолько мало было времени — я сделал бы памятник намного лучше.

«НН»: В Интернете ваш памятник критикуют за несоответствие историческим реалиям: князь без головного убора — мол, не ходили так князья.

СБ: Существует множество памятников князьям в шлемах. Я хотел придать образу новое звучание: показать промежуточный состояние, показать, что князь едет не на войну.

«НН»: Еще в Интернете пишут, что этот памятник напоминает скульптуру Всеслава Чародея, установленную в Полоцке.

СБ: Всеслава делал не я, хотя во время конкурса мой проект набрал 60% голосов. Но бывший полоцкий мэр Точило был против того, чтобы памятник делал я.

«НН»: Где отливали памятник Альгерду?

СБ: На полоцком предприятии «Технолит». Это первая такая крупная работа для них. И им сильно повезло, что их скульптор — еще и литейщик (смеется). Я осуществлял авторское руководство отливкой, поскольку недостаток опыта ощущался настолько, что сначала я даже был в недоумении. Но они очень ответственно отнеслись, старались.

«НН»: Сколько скульптура весит?

СБ: Предполагалось — от трех до трех с половиной тонн где-то. Зависит от толщины стенки. Чем тоньше — тем лучше, тем точнее можно проработать детали. Я же, можно сказать, основатель точного литья в Беларуси. Возле минского цирка установлены мои фигуры — гимнастка на коне и клоуны. Руки клоунов проработаны в технике точного литья.

«НН»: А что вы еще делали для Минска?

СБ: Композицию «Триумф» возле Минск-Арены и алею олимпийских памятных знаков.

«НН»: А какой высоты памятник Ольгерду?

СБ: Дайте вспомнить… Сама скульптура — 3,6 метра, и постамент — 2,8 метра.

«НН»: С двухэтажный дом. Хотя это и не первый — после Всеслава Полоцкого, — но, безусловно, самый крупный конный памятник в стране.

СБ: Его можно было еще больше сделать — там настолько открытое пространство. Если бы ему еще метр высоты добавить, он идеально бы в него сел. Но здесь была проблема: приходилось ставить памятник на уже готовый пьедестал. Да и постамент пришлось удлинять: в предыдущем варианте памятника фигура была компактнее.

«НН»: Сколько стоит создание такого памятника?

СБ: Я не знаю, сколько стоит весь цикл работ, единственное могу сказать — раз в 10 дешевле, чем в России.

«НН»: Почему такая разница?

СБ: Ведь у нас работа скульптора оплачивается в несколько раз меньше. Но о конкретных суммах я не хотел бы говорить, давайте найдем для нашего разговора более интересные, творческие темы.

«НН»: Сколько времени вы работали над памятником?

СБ: Всего месяцев семь. Это рекордные сроки для такого проекта. Я был вызван как «антикризисный скульптор», можно сказать, приходилось работать по 18 часов в сутки. Мы были ограничены датой открытия, привязанной к Дню города. К сожалению, у нас часто так бывает.

«НН»: Правда ли, что все памятники историческим личностям утверждает лично глава государства?

СБ: Да, согласно законодательству, это делает президент.

И, насколько мне известно, Лукашенко мой проект одобрил.

Эта норма существует еще с советских времен: ранее Совет министров утверждал такого уровня памятники.

«НН»: Следующий конный памятник, который может появиться в Беларуси, — это Миндовг в Новогрудке.

СБ: Да, конкурс на его создание еще успел провести Павел Латушко — в последние дни своего пребывания на посту министра культуры. Конкурс выиграли вместе я и Павел Лук.

«НН»: Если Миндовга придется делать вам — какая символика будет в его образе?

СБ: Я хотел бы изобразить Миндовга на вздыбленном коне. На голове у него будет корона, в руке — шлем. Так я хочу показать противоречивость его личности, его метания — как бы у него две головы.

«НН»: Был такой то ли анекдот, то ли правда о памятнике Ленину с двумя кепками.

СБ: Это правда. Насколько я знаю, памятник не помещался в мастерской скульптора, делался двумя частями отдельно, вот скульптор и ошибся.

«НН»: А вам не довелось делать Ленина для наших городов?

СБ: Конечно, я застал то время. Я даже выиграл конкурс на памятник Ленину в Корме, но после трагедии в Чернобыле город подлежал отселению… Ленина художники называли «кормильцем», поскольку, можно было, подхалтурив на создании его образа, заработать и заниматься настоящим искусством. Другое дело, что многие так и не научились ничего делать, кроме Ленина. И они, когда рухнул СССР, остались ни с чем.

Беседовал Сергей Микулевич

Клас
0
Панылы сорам
0
Ха-ха
0
Ого
0
Сумна
0
Абуральна
0

Хочешь поделиться важной информацией анонимно и конфиденциально?