Фото БелТА.

Фото БелТА.

Александр Лукашенко 7 августа провел совещание по проекту закона, предусматривающего комплексную корректировку уголовного и уголовно-процессуального законодательства, сообщили в пресс-службе главы государства.

Проект данного закона уже обсуждался в августе прошлого года.

В частности, речь шла о применении досудебного соглашения о сотрудничестве, внедрении уголовно-правовой компенсации, исключении противоправности деяния при деловом риске. Предлагалось также декриминализировать отдельные деяния, не представляющие большой общественной опасности, расширить применение штрафа и увеличить его размер за экономические преступления, внести ряд иных изменений.

При этом Лукашенко поручал депутатам совместно с правоохранительными органами, а также с бизнес-сообществом дополнительно детально обсудить проект. 

Как подчеркнул в ходе совещания Александр Лукашенко, принцип неотвратимости наказания за совершенные преступления должен оставаться незыблемым: «Попустительствовать безнаказанности мы не имеем никакого права».

Александр Лукашенко поинтересовался, не станут ли предлагаемые нововведения на деле лишь лазейкой для нечистых на руку людей, в частности, в случае введения механизма досудебного соглашения о сотрудничестве. По его условиям, преступнику, чтобы уменьшить срок своего наказания, нужно будет сообщить о чужих преступлениях.

«Однако сразу возникают вопросы: не завалят ли преступники следственные органы «сказками» о мнимых подельниках? Не будут ли оговаривать кого угодно для спасения своей шкуры?

Не станет ли такое соглашение для особо опасных криминальных элементов способом избежать строгой заслуженной ответственности? — отметил Александр Лукашенко. — И давайте откровенно: уверены ли мы в своих правоохранителях, в том, что они будут применять такое соглашение сугубо в законных целях? А не для собственной наживы, получая «откаты» при заключении соглашений о сотрудничестве за вполне легальное облегчение участи преступников».

Александра Лукашенко заверили, что это новшество даст дополнительные возможности в борьбе с правонарушениями в таких сферах, как, например, коррупция или наркотрафик, где важно выявить все звенья преступной цепи. Законопроект также предусматривает несколько степеней контроля того, насколько эффективно реализуется такое соглашение, и действительно ли обвиняемый заслуживает более мягкого приговора суда.

На это Александр Лукашенко заметил, что заключение досудебных соглашений о сотрудничестве не должно чрезмерно ограничить возможности судов и фактически опустить часть судебного расследования на уровень прокурора. С другой стороны, преступник, заслуживающий самого жесткого наказания за совершенное им тяжкое или особо тяжкое преступление, не должен получить возможность с помощью такого соглашения уйти от ответственности.

«Пусть он даже про десяток других преступлений расскажет, но если он, к примеру, изнасиловал и зарезал девушку, такому прощения быть не должно. Он должен отвечать.

И чтобы понять меня, вы попробуйте себя поставить в положение тех родителей (жертвы преступления)», — подчеркнул глава государства.

Он также предположил, что если досудебные соглашения о сотрудничестве будут использоваться только для работы по каким-то конкретным составам преступлений, то, возможно, стоит их четко прописать, чтобы не оставлять этот вопрос на личное усмотрение прокурора.

На совещании также рассматривались меры ответственности, не связанные с изоляцией от общества, — штрафы, уголовно-правовая компенсация.

«Мы их активно продвигаем в данном проекте. Но есть ли гарантия, что эти меры будут применяться именно к тем, кто достоин снисхождения, кого и вправду лучше наказать рублем, а не отсидкой?» — задал вопрос Лукашенко. Он также поинтересовался, сможет ли материальное воздействие вместо реального срока обеспечить исправление этих лиц и нужно ли вводить такие поблажки по всем составам преступлений, которые корректируются проектом в соответствующей части.

Александр Лукашенко пояснил, что оценивает все предлагаемые законопроектом новшества с точки зрения их необходимости применительно к современной ситуации и развитию правоотношений в Беларуси.

«Да, у нас не все хорошо. Мы еще в чем-то отстаем, но мы не Украина, не Россия и даже не Запад. У нас все-таки правоохранительные органы более-менее жестко работают.

Не могу сказать, что у нас принцип неотвратимости наказания работает хуже, чем в других странах, — отметил белорусский лидер. — При этом у нас за время «диктатуры» Лукашенко сидельцев в тюрьме по сравнению с «демократическими временами» стало в два раза меньше.

То есть мы с нашим законодательством вполне успешно боремся с преступлениями, и нас никто не может обвинить в том, что мы пересажали всех в тюрьму».

Глава государства также подчеркнул, что проблема действенности любого законодательства в значительной степени заключается и в личном отношении кадров, в первую очередь руководителей ведомств правоохранительного блока, контролирующих органов, к решению тех или иных задач. По оценке главы государства, деятельность руководителей ряда соответствующих ведомств не в полной мере соответствует его ожиданиям, что вынуждает его нередко лично вмешиваться в разрешение вопросов, связанных с соблюдением законности и правопорядка в стране.

По итогам совещания Александр Лукашенко поручил представить ему краткий и четкий сопоставительный анализ предлагаемых изменений по наиболее важным статьям. «Но еще раз хочу сказать, что мы не должны упрощаться. Ни в коем случае, — подчеркнул он. — У нас слишком много нарушений, особенно в сфере коррупции, где надо усиливать борьбу, и мы там тоже рассматриваем новеллы, и в части тяжких преступлений в экономической сфере. Мы здесь теряем кучу денег».

Клас
0
Панылы сорам
0
Ха-ха
0
Ого
0
Сумна
0
Абуральна
0

Хочешь поделиться важной информацией анонимно и конфиденциально?