Сегодня открылся 4-й Конгресс исследователей Беларуси.

Площадку для него предоставил Университет имени Витаутаса Великого в Каунасе. Организаторами Конгресса являются институт «Политическая сфера» и еще с десяток партнеров. 

На открытии Конгресса философ Игорь Бобков сказал: «Начну с отступления».

И рассказал о беседе Хоми Бхабхи и Ту Вэймина, индуса и китайца, потомка зороастрийцев и выходца из конфуцианцев, беседе об универсальном и локальном космополитизме.

На вступительном докладе Игоря Бобкова присутствовало 200 человек. А всего, га конгресс всего записалось 480 участников и 70 гостей. Остальные приедут позже, чтобы принять участие в работе 15 секций с 3 по 5 октября. Такая вот белорусская недисциплинированность.

Белорусский интеллектуальный гуру 90-х, 50-летний философ и поэт Игорь Бобков назвал свой доклад «После локальности: белорусская интеллектуальная история новейшего времени (1989—2014 гг.)»

Эпоха посткоммунизма завершилась в 2014-м, сказал Бобков, ведь никто Украине на помощь не пришел. А было бы так красиво, если бы вся бывшая Речь Посполитая — Польша, Беларусь и Литва — сказали «мы вместе с вами».

Мы отправили на свалку идею о языковой и культурной монолитности нации как реальность и ориентир, говорил Бобков. Мы отказались от дискуссий об этнических и «социальных» («грамадзянскіх») нациях. Мы отбросили различия между историческими и неисторическими нациями, ведь отказ от таковых означал бы, что наше будущее — чужое настоящее, и в этом случае мы отбирали бы у себя будущее.

Бобков говорил про деконструкцию линейки прогресса.

Белорусский случай — случай ускоренной тоталитарной модернизации, говорил Бобков.

Белорусский проект не столько национальный, сколько социальный, и эта идея не настолько идиотская, как кажется на первый взгляд.

Идея Богушевича состояла в освобождении белорусского крестьянства. Это объясняет отношение белорусов к социализму и советскому наследию, продолжал Бобков. Белорусы были глухи к социализму, но ценили социальные лифты, считает он.

Если мы хотим выскочить из коммунизма, то должны не просто разрушить памятники Ленину, а задаться вопросами о глубинных структурах, которые мы унаследовали из того времени, сказал Бобков.

В Беларуси параллельно развивались два проекта: национально-демократический (в основе его были идеи языка, нации, сближения с Европой) и креольский (идея Богушевича о социальном равенстве).

На стыке двух проектов возникла белорусская баррикада, говорил Бобков.

Еще одна идея, которая может объяснить белорусскую ситуацию, — концепция порубежья, говорил Бобков, порубежья геокультурного и геополитического.

«В Беларуси все совсем не превосходно», — признал Бобков. Ведь нация объединена лишь противостоянием двух проектов. Нация предстает в экстраординарным режиме.

Но, пока аналитики спорили, у которого из проектов больше шансов, вокруг белорусской баррикады возникла политическая нация, и в этом наш большой секрет, поэтично заключил Бобков.

В прениях политолог Александр Попко раскритиковал мнение Бобкова о том, что не существует догоняющих наций. Такое могло бы прозвучать на съезде «Единой России», сказал он. На самом деле это ведет к моральному релятивизму. Передовой опыт мы перенимаем на Западе, ведь лучшего нет, сказал он.

Слово предоставлялось также Андрею Чернякевичу, Николаю Иванову, Захару Шибеко, Владимиру Мацкевичу.

Со вторым докладом на открытии Конгресса выступил президент Украинского ПЕН-центра Николай Рябчук.

И это было символично, ведь нынешний Конгресс пришелся на год, когда Европа после агрессии России в Украине стала другой.

Украина и Беларусь теперь, поэтично заметил Бобков, как Франция и Германия конца XVIII — начала XIX века, когда Франция творила историю, а Германия создавала философскую мысль.

Клас
0
Панылы сорам
0
Ха-ха
0
Ого
0
Сумна
0
Абуральна
0

Хочешь поделиться важной информацией анонимно и конфиденциально?