15.10.2014 / 16:39

Захар Прилепин в интервью «Нашей Ниве»: России нужно присутствовать в Беларуси 47

После футбольного матча между Беларусью и Украиной украинцы были в восторге. Видео кричалок из Борисова обошло телеканалы и стало хитом на интернет-порталах. А вот в российском интернете было много негативной реакции. Одним из ярких выразителей таких настроений стал российский писатель Захар Прилепин. Мы попросили популярного автора объяснить свою позицию.

«Наша Нива»: Почему Вас, русского человека, взволновала ситуация в Беларуси?

Захар Прилепин: Потому что, как всякий русский человек, равно как и белорусский, и украинский, озабочен тем, чтобы сохранять добрососедство со своими ближайшими государствами, тем более ближайшими родственниками в истории геополитического строительства.

«НН»: Вы воспринимаете поведение футбольных фанатов как проявление выхода Беларуси из-под российского влияния?

ЗП: Это свидетельство того, что часть молодых людей в Беларуси инфицирована той же самой сывороткой, которой была инфицирована и часть украинской молодежи. Основной целью этого являлось создание конкретного вида и типа молодого человека — по сути, антирусского, человека, которому доказано, что Россия является исконным врагом Украины, как и Беларуси. И путь развития Беларуси, как и Украины — это путь отличный от России, причем не путинской России, а России как таковой, куда-то в мифическую Европу. И медленные, постепенные, безостановочные разрушения на настоящих, но чаще всего ложных основаниях каких совместных общих пунктов — совместных побед, совместных решений, совместной истории. Естественно, у любых народов, которые проживали в одном обществе, есть какие сложные моменты. Безусловно, история полна трагедий, интриг…

Но если совместные жизнь и строительство — государственное, культурное — выставляется в качестве бесконечной войны России против Беларуси, когда фальсифицируется совместная история, получаем такой эффект.

С одной стороны, это выгодно квазилиберальнай интеллигенции, для которой символ веры — знаменитые европейские ценности в кавычках. А с другой стороны, этим можно инфицировать молодых людей, которые мало образованны и мыслят на уровне неких штампов и элементарных исходных данных: москаляку — на гилляку, Россия — враг, трампарампампам…

«НН»: Вы противопоставляете западные ценности, которые пытаются привить в Беларуси, российским, которые Вы хотели бы видеть у нас…

ЗП: Подождите. Речь идет о фальсификации нашей общей истории. И попытки сделать из белоруса, из молодого в первую очередь, человека антирусского, человека, который направлен на разлад с нашей страной. Я не говорю, что у нас есть прекрасные русские ценности: соборность, консервативность и другой православный милитаризм. А вот там в Европе — нашествие геев. Конечно, мне хотелось бы, чтобы у славянских народов, входивших в состав России, за исключением Польши, были общие интересы.

«НН»: Вы предложили «загонять тонны грантов» из России для развития культурного сотрудничества, чтобы «задушить источники польской и другой информации». Чтобы насаждать здесь российскую культуру?

ЗП: Нужно взаимовыгодное культурное сотрудничество развивать. И эти гранты могут быть направлены на поддержку белорусской культуры, на развитие реальной истории нашего совместного государственного строительства, нашей совместной деятельности в исторической перспективе. А можно совсем это не затрагивать. Может быть сотрудничество в театральной, кинематографической сферах, которые никак не касаются «русского мира». России нужно присутствовать, безусловно, принося соответствующий контекст нашей совместной жизни, подменяя им тот новейший антиисторичный контекст, который приносится с Запада. А не выжать белорусскую культуру и заменить ее русской.

«НН»: А такое плотное взаимодействие не приведет только к подмене антироссийских настроений антиевропейскими?

ЗП: Я не знаю, что вы подразумеваете под антиевропейскими настроениями. Россия в определенном виде и есть хранительницей определенных европейских настроений. Своей классической литературой, музыкой. Это и есть старая, добрая Европа. Если имеются в виду новейшие тенденции последних десятилетий, я не уверен, что это европейские ценности.

Если вы считаете, что российские ценности — это унижение человека человеком, колючая проволока, тотальный ГУЛАГ и ежедневное моление вождю, то я говорю о другом. Я говорю про покое, не истерическое восприятие нашей истории.

«НН»: Вы Беларусь рассматриваете как суверенное государство?

ЗП: Рассматриваю как суверенное государство… У меня не вызывает душевного удовлетворения наш разговор. Понятно, что вы имеете целью за каждым вашим вопросом. Если вам что-то не нравится в моих текстах, порежьте их на куски и сделайте из этих кубиков нужную вам картинку. Ребята, в Европу — так в Европу. Я разговариваю с теми белорусами, которые понимают, что я говорю. Если есть другая точка зрения — демократия, вперед. Не будем доводить это до абсурда.

* * *

Захар Прилепин — российский писатель. Родился в 1975 в Рязанской области. Воевал в Чечне. Член Националбольшевистской партии. Лауреат десятков литературных премий. Автор книг «Патологии», «Санькя» (это так специально с «я» на конце), «Грех» и других.

Беседовал Сергей Макаревич

0
вось / Ответить
15.10.2014 / 15:25
інфікаваная той жа самай сыроваткай ......... інфікавана супрацьваткай)) слухайце, ні магу ўспомніць слова, якое скарыстаў гэты русскі чалавек..
0
шо, прауда? / Ответить
15.10.2014 / 15:29
на што нам меркаванне гэтага чалавека? трызненне нейкае...
0
адказ / Ответить
15.10.2014 / 15:31
Захару Зрабiцеся дэмакратычнамоцнай годнай цывiлiзаванай краiнай, а потым прапаноўвайце сяброўства. А цяпер толькi зачос са сваiмi карнiкамi i халуямi вам таварышы, разумееш? I тое, карнiкi i халуi норовят у Вiльню за шмоткамi насiцца, а не ў Маскву.
Показать все комментарии/ 47 /
Чтобы оставить комментарий, пожалуйста, активируйте JavaScript в настройках своего браузера