До начала Всемирной недели предпринимательства и Международного форума предпринимательства, который организует BEL.BIZ, Doingbusiness.by и РКП при поддержке Агентства США по международному развитию, осталось чуть больше двух недель. Bel.biz пообщался с одним из главных спикеров Форума, директором Белорусского экономического исследовательско-образовательного центра (BEROC) Павлом Данейко о том, какие вопросы и проблемы волнуют белорусский бизнес сегодня.

— Павел, расскажите о теме вашего доклада на Всемирной неделе предпринимательства 18 ноября в отеле «Ренессанс Минск»?

— Это тема, с которой частный бизнес сегодня сталкивается наиболее часто — ограничения роста. Если раньше в ходе наших опросов предприниматели отмечали несовершенство бизнес-климата как главный фактор ограничения роста, то сейчас на первый план выходят факторы, связанные с внутренними параметрами компании.

— На ваш взгляд это связано с улучшением местного бизнес-климата или резким обострением проблем внутри самих компаний?

— Безусловно, это связано с кардинальным улучшением бизнес-климата в стране. Это подтверждается и объективными оценками. Например, в рейтинге Doing business наша страна с каждым годом занимает все более высокие места. В этом году это 57-е место. А если учесть, что при расчете рейтинга учитываются макроэкономические факторы, которые были далеко не самыми благоприятными в 2014 году, то данная позиция выглядит довольно хорошей для Беларуси.

Таким образом, в первую тройку причин, ограничивающих рост бизнеса, вошли: рост конкуренции, нехватка кадров, отсутствие доступа к длинным деньгам.

Это, в общем-то, те темы, что волнуют бизнес в любой нормальной стране. Предварительными результатами нашего исследования я поделюсь с белорусским бизнесом на Всемирной неделе предпринимательства.

— Какие вопросы сегодня волнуют белорусский бизнес? Чему бизнесмены хотят научиться?

— Есть очень точная фраза, характеризующая главные проблемы отечественного бизнеса. «В высокой маржинальности можно утопить все ошибки». Сейчас, с ростом конкуренции, проходит время, когда бизнес мог рассчитывать на высокую маржинальность и сглаживать ею свои ошибки в управлении. Поэтому на первый план выходят вопросы эффективности бизнеса.

Также в своем докладе 18 ноября я затрону тему уникальности белорусского бизнеса, аналогов которому нет на всем постсоветском пространстве.

Главную роль в формировании этой уникальности сыграли два фактора. Во-первых, отсутствие масштабной приватизации, что привело самых активных предпринимателей к открытию большого количества бизнесов с нуля. Во-вторых, в условиях довольно жесткой макроэкономической ситуации в конце 90-х это привело к созданию своей успешной бизнес-модели: производственных компаний, ориентированных на экспорт. И на сегодняшний день белорусский бизнес наиболее близок к среднему бизнесу Швеции, Германии, Норвегии, ориентированному на экспорт.

— Сейчас становится трендом упоминать о процессе смены поколений, как в управленческом звене, так и в моделях бизнеса в целом. Есть ли существенные отличия между теми, кто начинал свой бизнес в 90-е и теми, кто это делал и делает в последние 10 лет?

— На самом деле кардинальных отличий нет. Дело в том, что те, кто начинал свое дело в ранние 90-е делали это от безысходности и просто от желания выжить: младшие научные сотрудники, бывшие военные, люди потерявшие работу. Они вынуждены были заняться бизнесом, чтобы как-то обеспечить существование себя и своих близких.

С точки зрения западных стандартов ведения бизнеса у них не было никакой концепции развития или бизнес-модели. Главное было начать. Концепция бизнеса подразумевает наличие конечной цели его развития, к чему он должен прийти. Тогда об этом никто не думал. 

Новое поколение уже на старте прорабатывает эти вопросы: как они будут продавать и что, какую бизнес-империю, построят. Они более рационально и осознанно подходят к открытию бизнеса.

— Какую реакцию белорусского бизнеса вы ожидаете на свой доклад на Международном форуме предпринимательства 18 ноября?

— Сложно прогнозировать какую бы то ни было реакцию. Просто хочется донести до бизнес-сообщества информацию о том, как выглядит отечественный бизнес. Мне кажется — это наиболее неисследованный социологический вопрос в нашей стране сегодня.

У нас сложился в стране стереотип, что белорусский бизнес какой-то «забитый», некоторые еще добавляют коррумпированный. Но пообщавшись с представителями высокотехнологичного белорусского бизнеса, который экспортирует свои продукты в США, Германию, могу сказать — создается ощущение, что мы живем в разных государствах со своими представлениями об отечественном бизнесе.

— Почему же в стране неизвестны эти прогрессивные бизнесмены?

— Тут несколько факторов. Первое — это прошлый опыт жизни в жестком бизнес-климате, который приучил не высовываться. Плюс это хорошо легло на национальную черту белорусов — скромность. 

Второй момент — здесь сыграли свою роль нишевые стратегии бизнеса. Во всем мире бизнесмены, занимающие узкие или специализированные ниши, предпочитают оставаться в тени. Поскольку их работа связана с b2b сектором, а те, кому нужно, о них и так знают. 

Третий момент, о котором нельзя забывать, — у нас мало масс-медиа, которые занимаются бизнес-тематикой. Сейчас их число растет, но все же недостаточно быстро. Сегодня медийное пространство постепенно меняется в рационально-аналитическую сторону. И это может стать хорошим стимулом для увеличения публичности белорусского бизнеса.

Международный форум предпринимательства пройдет 18 ноября в отеле «Ренессанс Минск». Программа и спикеры форума перечислены здесь. Купить билеты можно здесь. О других мероприятиях Недели можно узнать здесь.

Клас
0
Панылы сорам
0
Ха-ха
0
Ого
0
Сумна
0
Абуральна
0

Хочешь поделиться важной информацией анонимно и конфиденциально?