Журнал Esquire опубликовал большой репортаж из «подпольного лицея» — читайте здесь

Лицей был создан в 1990 году, полноценно начал функционировать в 1992 году, однако был закрыт в 2003-м, когда власти попытались сменить его директора — Владимира Колоса — и навязать русскоязычную программу обучения.

В течение двух лет занятия продолжались на частных квартирах, в офисах независимых структур (в том числе и редакции «Нашей Нивы») и даже в подвале одной из церквей. С 2005 года лицей стал проводить занятия на окраине Минска и легализовался на базе одной из международных школ Польши.

В чем уникальность Коласовского лицея? — спросили мы у бессменного заместителя директора учреждения, Лявона Борщевского (на фото).

Лявон Борщевский, заместитель директора лицея: Мы 25 лет, фактически, выполняем функцию Министерства образования: разрабатываем программы, учебники, которых не было до нас. Например, хрестоматия по мировой литературе — их не существовало в природе, да и сейчас их никто не разрабатывает.

Во-вторых, мы всегда работали, ориентируясь на белорусское общество, какое оно есть. У нас даже было правило: половина преподавателей должна быть мужчинами.

В-третьих, мы всегда привлекали белорусских интеллектуалов. Многие из них не имели опыта работы в образовательных учреждениях. Однако они шли к нам и самореализовывались через лицей.

Мы старались ненавязчиво показывать взращенным советской и постсоветской школой ученикам иную систему ценностей, создали атмосферу дружбы и уважения. И, конечно, у нас была четкая концепция, мы представляли, кого хотим воспитать в нашем лицее, кто нужен будущей Беларуси. Ничего из этого не поменялось и сегодня.

«НН»: Что утратила Беларусь, после того как лицей ликвидировали?

ЛБ: Интеллектуальный потенциал лицея остался вне официальной сферы влияния. Когда Минобразования с нами сотрудничало, мы разрабатывали по их заказу программный блок по гуманитарным предметам. К нам обращались из Института образования, спрашивали, в каком направлении разрабатывать курс литературы или истории. Однако после того как лицей стал работать подпольно, подобное сотрудничество более невозможно.

Мы всегда предоставляли ученикам выбор. А потом эта свобода могла была утрачена, всех вновь попытались загнать в одно стойло слегка прихорошенной сталинской школы.

«НН»: В чем главные пороки белорусской средней школы?

ЛБ: Основной порок в том, что белорусская школа продолжает традицию царской школы России, где учитель — это винтик в государственном механизме, который ретранслирует политику властей, и должен исполнять ее снизу. Ученики в этой системе — последнее звено. Им не предоставляется право выбора, отказано в праве самостоятельного мышления. И самое главное — это политизация белорусского школы. Как в советской школе в головы вбивали одну доктрину, так и в школе времен Лукашенко школа политизирована в недопустимой степени. Ученикам отказывают в праве принимать решения, заниматься самоуправлением.

«НН»: Выпускники лицея в настоящее время получают зарубежные сертификаты об образовании, что позволяет им легко поступать в европейские вузы. Многие из них не возвращаются в Беларусь. Не кажется ли вам, что лицей работает «в пустоту»?

ЛБ: Выпускники получают и белорусское свидетельство об образовании. Нас действительно огорчает то положение, о котором вы говорите. Совсем недавно состоялась встреча с учениками, на которой мы убеждали, чтобы они возвращались в Беларусь.

С другой стороны, лицей имеет гуманитарный профиль, 85% специальностей не востребованы или востребованы не в той форме в существующей структуре, где государство является монополистом. Частные вузы и школы у нас существуют только на бумаге, но идеологически они подконтрольны государству. Жестко вести разговор не получается, поскольку выпускники говорят, что там они находят работу, а здесь они не могут применить себя. Но мы, конечно, призываем искать возможность и возвращаться на родину.

«НН»: В каком случае станет возможным официальное возвращение лицея в Беларусь?

ЛБ: Это в принципе невозможно при нынешнем образовательном кодексе и законодательных рамках, введенных в 2011 году. Работать по государственным программам мы не можем, поскольку это будет профанация гуманитарного образования, а преподавать по своим программам, как мы делали до 2003 года, нам не позволит законодательство. Нужно менять законодательство, возвращаться к многопрофильному образованию. И в этой ситуации мяч на стороне государства. У нас же есть уникальный опыт независимой гуманитарного образования.

«НН»: Что бы вы пожелали своим выпускникам?

ЛБ: Чтобы возвращались в Беларусь, достигали успеха и влияли на других людей здесь, в Беларуси.

* * *

Пожелание от директора

Владимир Колос, директор Белорусского гуманитарного лицея имени Якуба Коласа: Пусть те знания и та позиция, которые учащиеся приобретают в лицее, помогают как им в личной жизни, так и государству, чтобы в нем происходили перемены.

Клас
0
Панылы сорам
0
Ха-ха
0
Ого
0
Сумна
0
Абуральна
0

Хочешь поделиться важной информацией анонимно и конфиденциально?