Война России против Украины существенно улучшила положение Лукашенко на Западе. Белорусский руководитель находился в глубокой изоляции после политических репрессий 2010 года. В последнее время Запад изменил свое отношение к Лукашенко, несмотря на то, что он придерживается своих репрессивных методов управления. Госдепартамент США отрицает, что происходит изменение политики по Беларуси, однако перакалибровка политики выглядит слишком значительной.

Этот сдвиг в политике США выглядит как импровизированная рисковая ставка, особенно если учитывать, что Лукашенко неоднократно обводил Запад вокруг пальца.

Изменение политики по Беларуси происходит в контексте конфликта в Украине. США стремятся обеспечить нейтралитет Беларуси и таким образом поддержать Украину в противостоянии с Россией.

Соединенные Штаты считают возможным верить в то, что Лукашенко — хотя он и ненадежный, зависимый от Путина и противоречивый по Украине — может сыграть положительную роль в конфликте. Похоже, что этим объясняется отказ американцев от давления на режим.

Официальные представители США называют Лукашенко миротворцем, хотя Беларусь не участвует в переговорах по Украине.

Минские переговоры и соответствующие соглашения вообще следует рассматривать как подарок для белорусской дипломатии, а не как ее достижение.

Американская дипломатия показывает, что она будет воздерживаться от практических мер давления на режим Лукашенко. Более того, США предприняли нормализацию отношений, несмотря на то, что он не выполнил их собственного главного условия — освобождения политических заключенных.

Изменения в риторике очевидны. Ранее США критиковали белорусские реалии и предлагали условия для нормальных отношений. Теперь американские дипломаты скромно говорят об имеющейся «разнице в оценках ситуации в Беларуси».

Во время публичного мероприятия, которое состоялось в Вашингтоне в декабре 2014 года, заместитель государственного секретаря Виктория Нуланд сообщила, что встречалась в сентябре с премьер-министром Беларуси в Нью-Йорке. Для Беларуси это достаточно высокий уровень политического контакта. Также Нуланд сообщила важную новость: США представили белорусской стороне конкретные предложения по улучшению отношений. По ее словам, дальнейший прогресс зависит от Беларуси. Ранее, во время мероприятия в Центре Вильсона в Вашингтоне, заместитель Нуланд Эрик Рубин говорил про Акт о демократии в Беларуси (АДБ) как препятствии к улучшению двусторонних отношений. АДБ, который Конгресс США принимал трижды, ввел ряд ограничений на отношения с Беларусью и предопределил их расторжение «очевидным прогрессом правительства Беларуси согласно целям Закона».

В этой связи США осуществили ряд шагов навстречу режиму вне АДБ. В прошлом декабре американское правительство сняло санкции с «Трастбанка», введенные в 2004 году за отмывание денег.

В январе 2015 года «Беларуськалий» отгрузил первую за шесть лет партию калийных удобрений в США. В прошлом году госдепартамент без лишней огласки вывел «Беларуськалий» из-под санкций после того, как правительство Беларуси выделило предприятие из состава «Белнефтехима». Не исключено, что по подобной схеме будут сняты санкции с гродненского «Азота».

Госдепартамент занимает неясную позицию касательно противоречивого проекта строительства АЭС в Беларуси. В декабре 2010 года, за несколько недель до президентских выборов, стороны неожиданно подписали меморандум на уровне министров иностранных дел (Мартынов-Клинтон). США поддержали идею строительства АЭС, а Беларусь согласилась вывести в Россию запасы высокообогащенного урана.

В ответ на жесткую реакцию США на послевыборные репрессии, Беларусь отказалась от выполнения договоренности и прекратила вывод урана. В свою очередь

Соединенные Штаты от своей положительной позиции по АЭС не отказались, даже несмотря на отрицательную общественную реакцию и на значительное давление Литвы.

Эрик Рубин посетил Беларусь 26-28 февраля, чтобы встретиться с Лукашенко. Он имел возможность лично доставить еще одну приятную новость. За день до приезда Рубина госдепартамент снял санкции с «Белоруснефти», которые были введены в 2011 году согласно Закону о санкциях против Ирана.

Вместе с тем, вышло очень показательно, что в ходе визита Рубина произошли два драматических события со значительным символизмом. Они должны были напомнить всем, кто не уверен насчет мотивов и личности Лукашенко, о методах его управления и удержания власти.

Во-первых, 26 февраля суд продлил на еще один год тюремный срок международно признанному политическому заключенному Николаю Дедку. Дедка обвиняли в нарушении формы одежды в тюрьме. Это ему стоило года свободы. Его 4,5-летний срок заключения должен был закончиться 3 марта.

Во-вторых, на следующий день был убит Борис Немцов — выдающийся российский демократ, последовательный оппонент Путина и друг действительно свободной и независимой Беларуси.

Для многих в нашей стране убийство Немцова стало напоминанием о том, что случилось с наиболее заметными оппонентами Лукашенко в Беларуси. Они исчезали, их бросали в тюрьмы, угрозами и давлением заставляли уехать из Беларуси или отказаться от продолжения политической и общественной деятельности.

В результате целенаправленных системных репрессий режима политическая конкуренция в Беларуси исчезла. В 90-х белорусское общество могло заявить целый ряд способных лидеров, которые были достойной альтернативой Лукашенко. После 20 лет правления Лукашенко общества ослаблено как никогда и не может выделить и поддержать лидеров, способных бросить вызов режиму.

Соединенные Штаты никак не отреагировали на новый приговор Дедку, хотя раньше это было обычной практикой.

Однако помимо этого заметного дела, в Беларуси ежедневно проходят серьезные нарушения прав человека, которые отслеживаются правозащитниками. Несмотря на явно отрицательную динамику с правами человека в Беларуси, все более громкое молчание США стало нормой поведения американской дипломатии.

Примечательно, что, в отличие от госдепартамента, президентская администрация Обамы публично не поменяла позицию по Беларуси с июня 2014 года. Тогда президент США продлил на еще один год национальное чрезвычайное положение в отношении Беларуси, поскольку «действия и политика некоторых членов правительства Беларуси и других лиц продолжают представлять необычную и чрезвычайную угрозу национальной безопасности и внешней политике Соединенных Штатов». Впервые этот шаг США применили после президентских выборов 2006 года, когда Лукашенко остался президентом на третий срок и окончательно потерял международную легитимность.

Обращает также внимание то, что госдепартамент быстро меняет политику по Беларуси накануне президентских выборов. Лукашенко сделал все, чтобы исключить конкуренцию на выборах через разрушение политической оппозиции и подавление гражданского общества.

Изменение политики в отношении главы Беларуси именно сейчас может означать, что США уже готовы согласиться с тем, что Лукашенко сохранит власть после выборов. Вместе с тем, остается открытым вопрос, будут ли результаты этих выборов признаны легитимными в условиях отсутствия верховенства права и политической конкуренции.

Непоследовательность Соединенных Штатов в области применения собственных решений касательно Лукашенко смущает. Тем временем его режим приближается к сложному периоду. Белорусская экономика очень слаба, а главный спонсор Лукашенко, Россия, стремительно входит в состояние рецессии. Беларуси чрезвычайно важно получить новый кредит МВФ. К тому же Лукашенко и сам обеспокоен агрессивным поведением Москвы и стремится нормализовать отношения с Западом. Тем не менее, Соединенные Штаты осмысленно поставили себя на позицию слабого, хотя имеют необходимый арсенал и основания оставаться последовательными и твердыми.

Неясно, что госдепартамент видит в качестве своего желаемого результата от нового подхода к Беларуси. Отдельного изучения заслуживают цели и задачи США в Беларуси.

Процесс непрозрачен, публичные заявления расходятся с практическими действиями, и белорусская сторона не представила никаких заметных шагов навстречу, кроме продолжения давления на общество. Нельзя исключать и последствия: агрессивную реакцию ревнивой России и/или усиление репрессий в Беларуси. Похоже на то, что новый подход американцев к Лукашенко диктуется другими приоритетами, которые не имеют прямого отношения к белорусско-американским отношениям и национальным интересам Беларуси.

Клас
0
Панылы сорам
0
Ха-ха
0
Ого
0
Сумна
0
Абуральна
0

Хочешь поделиться важной информацией анонимно и конфиденциально?