Ученики начальной школы Сильтамаки читают рэп в рамках изучения «темы». Фото: Jussi Helttunen
В 2020 году у финских школьников не будет таких предметов как математика или химия — занятия будут проходить по «темам» с включением элементов разных областей знаний.
В школах Хельсинки у 16-летних учеников уже нет обычных уроков. Их учат по «темам» («феноменам»). Около 70% учителей города уже прошли подготовку к преподаванию согласно новым подходам.
Один из примеров «тем» — «работа в кафетерии». В рамках «кафетерия» учащиеся получат знания по математике, иностранным языкам, правописанию и коммуникации. Другой пример — тема Европейского союза. В рамках этого «феномена» ученики будут изучать элементы экономики, истории, языков и географии.
Формат предполагает не пассивное восприятие учащимися учителя, а обсуждение и решение жизненных задач.
Реформа встретила немало противников среди учителей, многие из которых посвятили жизнь преподаванию одного предмета. Сторонники реформы заявляют, что преподавать по образцу начала XX века в XXI в. уже нецелесообразно.
К тому же, учителя, которые усвоили новый подход (а он иногда предусматривает присутствие на уроке более чем одного учителя), уже не хотят возвращаться к традиционному ведению уроков, говорят реформаторы.
Ученики, которые занимались по «темам» уже два года, имеют лучшие, по сравнению со сверстниками, «достижения» (реформаторы не употребляют слово «отметки»).
«Мы хотим, чтобы ученики учились в безопасной, счастливой, спокойной и вдохновляющей атмосфере», — говорит Анне-Мари Яатинен (Anne-Mari Jaatinen), директор школы в Хельсинки, практикующей новый подход в обучении.
В ее школе вместо уроков английского языка дети по-английски размышляют о погоде в Европе, изучая при этом и географию, на переменах бегают по коридорам не ради развлечения, а например, в поисках информации о об Африканском континенте.