23.05.2015 / 07:46

Беларусь стала членом Болонского процесса авансом. Какими будут стратегические последствия этого? 6

Беларусь перестала быть белым пятном на карте Болонского процесса и Европейского пространства высшего образования (ЕПВО). Россия, Казахстан — все присутствовали в едином европейском образовательном пространстве. Одна лишь Беларусь оставалась в изоляции. И вот наконец 14 мая делегаты Конференции министров образования стран ЕПВО и форум по Болонской политике на встрече в Ереване приняли решение удовлетворить заявку Беларуси и присоединить страну к общеевропейскому образовательному пространству.

Что такое Болонский процесс

В упрощенном понимании, Болонский процесс объединяет системы высшего образования отдельных стран в единое пространство. Он получил название от города Болонья на севере Италии. Там в 1999 году заложили его основы представители 29 европейских стран. Теперь таких стран уже 48. Чтобы государство было принято в Болонский процесс, система образования должна быть унифицирована в соответствии с несколькими основными требованиями.

Во-первых, это двухступенчатая система образования: бакалавриат и магистратура.

Во-вторых, это Европейская система перевода и накопления баллов (ECTS), которая позволяет вузам с легкостью оценить освоенный студентом объем знаний, а студенту — перевестись в другой вуз (даже в другой стране) без длительной волокиты, или засчитать стажировку.

В-третьих, Болонский процесс предусматривает выдачу сопоставимых степеней, приложений к дипломам, которые точно дают информацию о специализации выпускника. Это и есть то самое «признание дипломов»: отучился в Германии — работай по всей Европе без необходимости дополнительно подтверждать свою квалификацию.

Болонский процесс создает условия для мобильности студентов и преподавателей, это действительно транснациональная система образования.

Важно также, что Болонский процесс базируется на демократических ценностях и требует от университетов уважать академические свободы (свободу слова, свободу убеждений, свободу научного поиска). Требуется и широкое участие студентов и преподавателей в управлении образовательными процессами.

«Срезались» на академических свободах

Попытку присоединиться к Болонскому процессу Беларусь предпринимает не впервые. В 2012 году наша страна уже подавала заявку на вступление в Болонский процесс, но получила отказ. «Срезались» тогда на академических свободах: Болонский процесс требует выборности ректоров, прозрачности управления вузом, самоуправления студентов, отчетности ректората перед академическим сообществом. С этими пунктами в нашей системе образования большие проблемы.

Вузы в Беларуси полностью подконтрольны государству. Выборы ректоров Александр Лукашенко отменил и стал назначать их лично. Студенты в реальности никак не влияют на образовательную политику своей alma mater, роль студенческих советов исполняют ячейки БРСМ — политической структуры одного политика.

Подотчетны вузы лишь Минобразования, не раз бывали случаи преследования студентов за политические взгляды, увольнения преподавателей… Выглядит не очень-то по-европейски. Таким образом, три года тому назад Беларуси не позволили присоединиться.

Приняли «авансом»

Однако в 2015 году министры образования стран ЕПВО изменили мнение и дали добро на присоединение Беларуси к Болонскому процессу и ЕПВО. Нельзя сказать, что в высшей школе Беларуси с того 2012 года что-либо поменялось. Беларусь приняли в Болонский процесс с определенными условиями по реформированию системы образования, которые и прописаны в Дорожной карте. Приняли «авансом» — и это уникальный случай в истории Болонского процесса. Обычно ведь страна приводит свою высшую школу в соответствие европейским требованиям к вступлению в Болонский процесс, а не наоборот.

«Белорусский случай особенный. Никогда раньше прием страны не откладывали на три года и никому не отказывали при первой попытке вступить в ЕПВО, — говорит Владимир Дунаев, бывший проректор Европейского гуманитарного университета (ЕГУ) и член Общественного Болонского комитета Беларуси. — Беларусь настолько упорно игнорировала европейские академические ценности, что возникал вопрос: зачем ей членство в ЕПВО? Проверить исполнение этих требований ЕПВО запланировали на следующий министерский саммита в 2018 году», — объясняет Дунаев.

«В университете — тотальный контроль»

О несоответствии белорусского высшего образования Болонскому процессу говорит и доктор исторических наук Светлана Куль, которая более 30 лет работала в Гродненском госуниверситете, а в итоге с ней — доктором наук, автором многочисленных работ! — не продлили контракт.

«В Болонской системе есть несколько базовых принципов, среди которых, по моему мнению, для нас наиболее существенны четыре. Это соответствие предлагаемого уровня образования требованиям рынка труда; унификация учебных программ в рамках Болонского соглашения; широкая автономия высшей школы с активным участием преподавателей и студентов в управлении учебным процессом; свобода взаимоотношений между вузами разных стран. Оценивая нынешнее состояние отечественной высшей школы, не сложно заметить его несоответствие большинству этих критериев», — говорит Куль.

«К требований рынка труда у нас в значительной степени прислушиваются, — продолжает она. — Унифицировать программы будет не сложно. Однако у нас абсолютный провал с автономией и свободой взаимоотношений с зарубежными вузами. Когда в университете существует тотальный контроль за поездками преподавателей, а поездки за границу для участия в научных форумах возможны лишь во время отпуска и за собственный счет, о какой свободе может идти речь? Аадминистрация назначается, а не избирается, ведь выборы — фарс», — считает Светлана Куль.

Она уверена, что Беларусь не сможет «дотянуться» до требований ЕПВО при правлении Лукашенко.

Кроить — не перекроить

«Я не совсем понимаю, каким образом все эти изменения будут осуществлены в белорусской действительности, — говорит культуролог и профессор Университета культуры и искусства Юлия Чернявская. — Как будет реализована система кредитов, система мобильности? Настораживает и ситуация с учебными часами, поскольку под Болонский процесс можно легко подвести необходимость сокращения количества учебных часов.

Я за Болонский процесс, но это все должно быть подготовлено. Конечно, присоединение Беларуси — политический жест, отражающий потепление отношений с Европой, однако средств осуществить полноценный вариант Болонского процесса в Беларуси я пока не вижу».

Студенты надеются, что благодаря Болонскому процессу им будет легче путешествовать. Однако еще в 2012 году председатель Европейского студенческого профсоюза Алан Пэл заявил: «По нашему мнению, принятие Беларуси в Болонский процесс будет использовано лишь в целях госпропаганды, а в плане академических свобод для академического сообщества мало что изменится».

«В решении ЕПВО принять Беларусь присутствует геополитический интерес», — отмечает Владимир Дунаев.

А Светлана Куль иронизирует: «Здесь не в политической конъюнктуре дело. Европа заботится не о нас, а о своих детях — им жить с белорусами в одном доме. Однозначно, Беларусь в Болонском процессе — на руку Европе. Пусть из этого слона получится муха, но, возможно, хотя бы она будет свободно летать».

Кирилл Хилько

0
Павел Бадун / Ответить
23.05.2015 / 08:55
Шаноўны аўтар, стаўце, калі ласка, злучкі ў патрэбных месцах, бо без іх выглядае не вельмі. Сам артыкул бліскучы, выдатная праца.
0
Pich / Ответить
23.05.2015 / 09:29
Гэта пачатак рэвалюцыi !!!
0
Генадзь Семянчук / Ответить
23.05.2015 / 12:14
Ужо аднойчы зусім нядаўна пісаў свае першыя разважанні пра факт прыняцця Беларусі ў Еўрапейскую сістэму адукацыі, вядомай як "Балонскі працэс ці сістэма". Паўтараю гэта яшчэ раз. З пункту гледжання, нават бліжэйшай перспектывы развіцця ўніверсітэцкай адукацыі на беларусі (у першую чаргу жаданне і спробы стварыць Беларускі Нацыянальны Ўніверсітэт), фармальнае, чыста тэхнічнае прыняццё нас ў "Балонскі працэс" - справа добрая і карыстная. Бо: 1. лукашэнка і прызначаныя ім рэктары, а рэктарамі прызначаныя дэканы, паверце мне моцна "забдзелі", бо цяпер з іх будуць пытаць выкананне патрабаванняў нават не дасканалай "балонскай сістэмы", а яна ў сваёй недасканаласці значнай лепшая "ад дасканалай постсавецкай і ўласна беларускай", якая працягвае жыць у аўдыторыях мясцовых ВНУ. 2. як не справядліва звольнены з гарадзенскага ўніверсітэта 27.01.2015 года, ўпэўнены, што паволі будуць ачышчаць ўніверы ад ягорычавых, чарапіцаў, кручкоўскіх, нават нечухрыных, а не гаворачы пра неабароненых і малатворчых выкладчыкаў. Гэта вельмі добра. Бо яшчэ ў пачатку красавіка 2015 г. новы міністр адукацыі РБ скардзіўся ў праграме гігіна, што адна з праблем реалізацыі "балонскага працэса" ў беларускіх універсітэтах заключаецца ў кансерватызме выкладчыкаў, асабліва прафесароў і дацэнтаў, які не разу не былі замяжой. Спадзяюся, што паволі розныя "маладыя рэктары" як кароль ці агіевец з гарадзенскага ўніверсітэта перастануць адмаўляць службовыя выязды за межу для ўдзелу ў міжнародных канферэнцыях выкладчыкаў, не будуць прымушаць браць дзеля гэтага адпачынкі з ўласны кошт альбо ў кошт будучага працоўнага адпачынку. 3. прыняцце беларусі "балонскую сістэму" можа стаць добрым знакам для тых нешматлікіх але актыўных і разумных студэнтаў, якія навучаюцца ў айчынных ВНУ. Кожнае адмаўленне па неабгрунтаванай прычыне выязду на стажыроўку альбо ўдзелу ў міжнароднай праграме, монжа будзе аспрэчваць у судзе і рабіць супер антырэкламу такім ўніверам як гарадзенскі часоў караля і агеявец. І думаю для адукаваных бацькоў добры знак каб не марнаваць свае грошы і дзяцей ва ўніверсітэтах з сумніўнаў, антыдзяржаўнай і антыгуманнай рэпутацыяй. На завяршэнне - "пажывем пабачым"
Показать все комментарии/ 6 /
Чтобы оставить комментарий, пожалуйста, активируйте JavaScript в настройках своего браузера