14 мая Беларусь была принята в Болонский процесс. Случай Беларуси беспрецедентный — страну взяли в Европейское пространство высшего образования «авансом».

Беларусь не исправила те проблемные моменты, с которыми другие европейские страны разобрались еще до вступления в Болонский процесс. Поэтому министры образования стран ЕПВО потребовали от Беларуси гарантий выполнения дорожной карты по присоединению к Болонскому процессу. Теперь же стал доступен текст дорожной карты. Что требуется от Беларуси?

Во-первых, это разработка национальной рамки квалификаций. Беларусь должна перейти на европейскую систему кредитов (Европейскую систему переводных зачетных единиц или ECTS). Эта система поможет легко оценивать количество материала, усвоенное студентом. Система универсальна для всего ЕПВО, а потому можно в течение обучения набирать кредиты в разных вузах без риска непризнания пройденного. Национальная координационная группа по разработке системы квалификаций должна быть создана к концу 2015 года, а работа над внедрением системы квалификаций должна начаться в первой половине 2016 года.

От Беларуси требуется перейти на оценку учебной нагрузки в кредитах, ввести первую степень (бакалавра), которая составляет 180-240 кредитов и постепенно сворачивать 5-летнюю степень бакалавра, которая существует сейчас.

Во-вторых, Беларусь должна взять на себя обязательства по обеспечению правовой основы для создания независимого агентства контроля качества образования в соответствии с Европейскими стандартами и инструкциями. Этот шаг должен быть сделан до конца 2017 года.

В-третьих, Беларусь должна привести свое законодательство в соответствие с требованием Лиссабонской конвенции о признании квалификаций (документов о высшем образовании). Разработать график внесения необходимых изменений в законодательство Беларуси нужно до конца 2017 года.

В-четвертых, до 2017 должен быть разработан план обеспечения автоматической бесплатной выдачи Приложения к диплому в формате, разработанном Советом Европы, Европейской комиссией и ЮНЕСКО, на распространенном языке (не на русском).

В-пятых, еще одной задачей для Беларуси станет разработка плана по обеспечению, развитию и диверсификации международной мобильности преподавателей и студентов. Эти меры будут направлены на облегчение выезда и въезда в Беларусь студентов и преподавателей. Работа над необходимыми изменениями в системе образования и законодательстве должна начаться осенью 2015 года, а закреплены эти изменения в законодательстве должны быть не позднее середины 2017 года.

До конца 2016 года должны быть пересмотрены критерии распределения студентов-бюджетников. Распределение должно быть ограничено определенными профессиями, в отношении которых в стране наблюдается существенный неудовлетворенный спрос.

Дорожная карта Болонского процесса требует пересмотреть и критерии выдачи стипендий «с целью обеспечения социальной справедливости независимо от пола, расы, цвета кожи, ограниченных возможностей, языка, религии, политических или иных взглядов, страны рождения, этнического или социального происхождения, принадлежности к национальному меньшинству, имущественного, сословного или иного положения».

Также Беларусь не обойдется без реформ в области академических свобод. К середине 2017 Минобразования должно предложить парламенту меры по включению в национальное законодательство принципов Великой хартии университетов и рекомендаций Совета Европы в отношении ответственности государства за обеспечение академической свободы и институциональной автономии. Также до этого времени должны быть внедрены изменения, которые обеспечивают студентов и преподавателей правом свободно создавать и регистрировать организации.

Отчет о выполнении данных требований должен быть предоставлен в 2018 году. Точные сроки и форма отчета будут определены наблюдательной группой по реализации Болонского процесса.

Клас
0
Панылы сорам
0
Ха-ха
0
Ого
0
Сумна
0
Абуральна
0

Хочешь поделиться важной информацией анонимно и конфиденциально?