Прервалась традиция. За годы большевизма была утеряна культура церковной жизни. Даже в Западной Беларуси. Особенно там, где верующие остались без священников. После падения большевизма священников готовили в ускоренном порядке. Кто их учил?

Откуда вдруг взялись в 1990-х преподаватели догматического, нравственного, пастырского и сравнительного богословия, гомилетики, литургики, истории Церкви, апологетики, патристики, канонического права и других дисциплин? Какие знания могли дать скороспелые наставники своим ученикам?

На самых разных курсах недостаточно подготовленные учителя воспитали армию недоученных, малокультурных, нахватавшихся верхов священников. И вот такой батюшка после Евангелия о добром самарянине читает пастве напечатанную проповедь о самарянке. (Сам слышал.) И вот пишет профессор диакон Андрей Кураев, что новосибирскому митрополиту Тихону, который поднял скандал вокруг постановки оперы Рихарда Вагнера «Тангейзер», попросту не хватает образованности и культуры. И вот заявляет на весь мир высокопоставленный чиновник Московской Патриархии, что православные никого не сжигали…

Такие малообразованные и малокультурные чиновники от Церкви усвоили, что православие — это «луковица» над храмом. И вот уже начинают менять купола то на одной, то на другой старинной церкви. Такие священники усвоили и пастве вбивают в головы, что православие — это шести- и восьмиконечный крест, и никакой другой. И вот уже меняется пейзаж Беларуси. Сколько помню себя, у нас, в Западной Беларуси, в деревнях и на перепутьях стояли четырехконечные кресты. Их чтили и православные, и католики. Теперь же четырехконечные кресты объявлены католическими. Теперь же почти сплошь стоят шести- и восьмиконечные кресты. И если спросишь у православного верующего, почему четырехконечный крест (крест, на котором распяли Христа) считается католическим, верующий скажет одно так: батюшка сказал.

Шестиконечный крест — как символ побеждающего православия. Его господствующего присутствия в этой стране. И вот уже воинствующее православие начинает наступление на неправильный — «католический»! — четырехконечный крест.

Оказывается, четырехконечным крестом и распятием на нем (изображением Христа распятого) «топчется» православная вера. До такого надо было додуматься. И батюшка Александр из агрогородка «Беловежский» додумался. (См. «В агрогородке Беловежский православные требуют снести католический крест».)

До событий в агрогородке «Беловежский» я считал, что католических хотя бы священников учат качественно. Все-таки в Католической Церкви нет краткосрочных курсов и заочного обучения. Но события в агрогородке «Беловежский» показывают, что и в обучении католического духовенства бывают пробелы.

Ксёндз Андрей (где он учился?) предстает не образованнее батюшки Александра, когда говорит, что четырехконечный крест — католический.

Если следовать за логикой этих священников, то из православных церквей нужно изъять все четырехконечные кресты и их изображения. И с облачения духовенства тоже. И запретить наперсный четырехконечный крест (бывают и такие у батюшек).

Рассудительнее других в агрогородке «Беловежский» оказался директор школы, который не согласен, что четырехконечным крестом попирается православная вера, что ей наносится оскорбление.

В агрогородке «Беловежский» мы пожинаем первые плоды недоучености, недоокультуренности, недовоспитаности духовенства.

Отдавая приоритет внешнему, обрядовому, а не внутреннему, духовному, оно искажает саму суть христианства как религии любви. Уделяя внимание различиям, а не подобию, не тому, что сближает, а тому, что отдаляет, оно сеет зерно противостояния и конфликтов. Конфликтов не только религиозных, но и гражданских. И когда нам говорят, что между православием и католицизмом в Беларуси сложились спокойные отношения, события в «Беловежском» показывают, что это неправда. Или не совсем правда.

Оптимально было б, если бы епископат Белорусского экзархата объяснил духовенству, что шести- и восьмиконечные кресты не принадлежат исключительно Православию: их не отвергают и греко-католики (униаты).

Стоило было бы объяснить духовенству, что Римско-Католическая Церковь не обладает монополией на четырехконечный крест, что этот крест почитается и Православием, и греко-католиками. И даже протестанты не чураются его. Еще лучше, если бы тот самый епископат рекомендовал священникам вернуться к традиции прадедов ставить в населенных пунктах и на перепутьях четырехконечные кресты. Тогда и у католиков не будет нужды ставить свои кресты. А еще лучше, если бы такие кресты совместно освящали священники минимум двух конфессий. Кстати, такие примеры есть. Наверное, в тех местах священники просвещеннее и культурнее.

6 июня 2015 г.

Клас
0
Панылы сорам
0
Ха-ха
0
Ого
0
Сумна
0
Абуральна
0

Хочешь поделиться важной информацией анонимно и конфиденциально?