02.12.2015 / 16:11

Звукорежиссер Олег Чижик: Музыка в супермаркетах вызывает у покупателя ощущение усталости

В ноябре в эфир вышел аудиоспектакль «Дзявочыя зарокі, або Магнетызм сэрца» («Śluby panieńskie, czyli Magnetyzm serca») по пьесе польского классика Александра Фредро — совместный проект компании «Прастора.бай» и Польского института в Минске.

Целый месяц, каждую субботу и воскресенье, спектакль звучал на канале «Культура» Белорусского радио. Кто не успел послушать — может приобреcти его на диске в компании «Прастора.бай», которая и выступила издателем этого аудиоспектакля.

О музыке, и о том, насколько много мы еще о ней не знаем, рассказал звукорежиссер студии Олег Чижик. На его счету восемь альбомов Дмитрия Войтюшкевича, три альбома Алеся Камоцкого. Олег записывал и рок-группы, и фолк-музыкантов, хоры и оркестры. Он не только звукорежиссер, но и аранжировщик, исследователь музыки и талантливый композитор. Несколько его музыкальных произведений звучат и в спектакле по пьесе Фредро.

Олег Чижик.

— Олег, с кем Вам пришлось работать?

— На запись в студию «Гукапіс» заглядывают и молодые музыканты-новички, и известные певцы и группы. Здесь делали записи Алесь Камоцкий, Татьяна Белоногая, Полина Республика, группа «HandMade», рэпер Вожик… Музыкальное оформление аудиоспектакля — это группа «Вытокі» под руководством лауреата международных конкурсов Алексея Фролова, а также музыканты Купаловского театра Юрий Хиловец и Геннадий Вишняков. Работать было очень интересно.

Алесь Камоцкий. Запись нового альбома.

— А как себя чувствуют начинающие? Надо же достойно исполнить, получить хорошую запись. Сложно ли это?

— Есть у нас интересная особенность — студия «Гукапіс» приглашает музыкантов, творческих людей на бесплатную Дегустацию звука — проверить, как будет звучать голос, инструмент, микрофон. А я помогаю найти «свой звук» и исполнить песню так, чтобы она трогала. Если песня никого не трогает, к чему она?

Татьяна Белоногая пришла на дегустацию звука с новой песней.

— Музыка сейчас повсюду. Какое место она занимает в повседневной жизни и не слишком ли много ее вокруг?

— Теперь музыка звучит, действительно, повсюду, на всех воздействует, даже управляет поведением.

Например, с помощью музыки пытаются влиять на настроение покупателя в магазинах, кафе, салонах красоты. Но делают это крайне неудачно.

В магазинах стало модно включать музыку, которая «стимулирует продажи». Так вот, подобранная там музыка чаще всего создает ощущение усталости. Ситуация знакома? Музыкой по голове бум-бум-бум…

Я не уверен, что составители музыкальных подборок для магазинов изучали работы Бехтерева о подборе долготы музыкальных фраз, чтобы избежать сомнамбулического сна. Чем они руководствуются? Вот их цитата: «Музыка формируется с учетом времени суток, сезонности, целевой группы». Им даже в голову не приходит, что характер музыки должен меняться во времени по законам позитивной драматургии, если они хотят от покупателей позитивного восприятия магазина. Хотя бы позвали хорошего диджея проконсультироваться!

Что с этим делать?

Лично я против скрытой манипуляции людьми, но, как композитор, я за то, чтобы музыка — пусть и в торговых сетях радовала, трогала, пробуждала силы жить и жить хорошо. В кризис это актуально.

— Кроме того, что вы имеете непосредственное отношение к записи аудиоспектакля Александра Фредро как звукорежиссер расскажите, какую роль в нем вы сыграли как композитор?

— В спектакле звучат две мои темы, из которых после обработки получился лейтмотив и несколько песен главных героев. Темы эти были созданы давно, в 1999 году. Тогда Павел Фадеев, научный директор компании «ИнтелПарт», предложил мне необычный проект — написать музыку на каждый из 64 характеров, описанных в древней китайской «Книге перемен» (И-цзин). У Павла была научная задача: проверить, может ли компьютер передавать чувства? Оказалось, может — с помощью точно позиционированной музыки.

Для меня это был огромный опыт попадания в заданный характер — при составлении и при аранжировке. В результате появилась работа «64 характера в музыке». Этот проект отражает все возможные характеры, даже те, которыми современный социум не пользуется.

Я бы уточнил, это 64 характера взаимодействия человека со средой. Это музыкальные темы, которые для меня, как для Менделеева его таблица, но только в музыке.

— Как вы относитесь к шоу-бизнесу как музыкальному явлению?

— Не люблю шоу-бизнес. Ему плевать, что он одурманивает целые поколения слушателей, выжимает и выбрасывает начинающих.

Я уверен, что любой бизнес должен быть нравственным, как и политика, как и человеческие коммуникации.

— На ваш взгляд, может ли появиться в музыке новое течение?

— В XVIII веке существовала драматургическая музыка — это классическая музыка, которая опиралась на «сонатную форму». Этот канон позволял создавать музыку живую, она развивалась по тем же законам, что и сюжеты в жизни.

Сонаты, симфонии, концерты создавались на основе сонатной формы. Из гениальных мелодий получались гениальные произведения. Из тривиальных мелодий получалась хоть и фоновая, но все же живая музыка.

В отличие от сонат и симфоний, современная песня длится 3—5 минут. Ее простая музыкальная форма не может задавать развитие, которое бы привлекало слушателя, как хорошая история.

Куплет-припев, куплет-припев, соло (или мост) и два припева. И чтобы все же привлекать внимание, поп-музыка нагнетает яркость деталей.

Но чем шире становятся способы привлечения внимания, тем больше они превращаются в шаблон. И в результате такая музыка представляет все меньшую и меньшую ценность. Это противоречие легко разрешается за счет создания музыки по сюжету. Прошу не путать, это не программная музыка, как «Времена года» Антонио Вивальди!

— Как такую сюжетную музыку создают?

— Вот один из подходов. Возьмем из жизни или из произведения искусства позитивную историю, возьмем свою мелодию и будем делать аранжировки, опираясь на этот сюжет. Можно также представить себе немое кино на этот сюжет и озвучивать своей музыкой это кино. По сюжету намного легче развивать музыкальную тему, чем полагаться только на одну интуицию, я знаю. Такой же подход у меня к вокалистам. Если нужно, я помогаю в процессе записи спеть так, чтобы сам голос рассказывал историю, чтобы это задевало.

В результате получится музыка, разворачивающаяся вдоль хорошей жизненной истории. Это не только привлекает внимание, но и запоминается, и трогает.

Я мечтаю, чтобы нашу музыку узнавали по необычной сюжетной интересной аранжировке, по запоминающейся песне.

Но, чтобы стать популярной, сюжетная музыка должна иметь понятную для композитора форму. Над этим сейчас и работаю. И еще, нужно нарушить какой-нибудь канон. Вот так новое внедряется!

Моя мечта, чтобы в Беларуси существовала такое музыкальное течение — положительная музыка.

Запись аудиоспектакль «Дзявочыя зарокі, або Магнетызм сэрца». Геннадий Овсянников и Игорь Петров.

Запись аудиоспектакля «Дзявочыя зарокі, або Магнетызм сэрца». Марта Голубева.

Записано! Купаловцы — Марта Голубева, Екатерина Олейникова, режиссер Игорь Петров. И директор студии Алесь Калоша.

Анна Лутова, фото Игоря Пятрова и Олега Чижика

Чтобы оставить комментарий, пожалуйста, активируйте JavaScript в настройках своего браузера