Обувной холдинг «Марко» получает бюджетный кредит размером 200 миллиардов рублей под 3% годовых! При нынешнем курсе доллара это около 10,5 млн долларов.

Владелец холдинга — бизнесмен Николай Мартынов. Он один из долгожителей Совета республики, избирался три созыва подряд. Он же среди лидеров по количеству приватизированных предприятий.

Николай Мартынов. Родился 1 августа 1957 года в деревне Гудово-Земянское Дубровенского района Витебской области. Окончил Институт политологии и социального управления КПБ (1991). Владелец холдинга «Белорусская кожевенно-обувная компания «Марко», крупный собственник недвижимости на Витебщине («Марко-Сити»). В рейтинге «50 успешных бизнесменов Витебской области» занимает первое место. Член Совета Республики с 2004 года. Член Совета по развитию предпринимательства. Женат, имеет двух детей.

Дубровенский район — самый бедный

Николай Мартынов родом в деревне Гудово-Земянское Дубровенского района Витебской области. Деревня не была крупной и в советские времена, теперь же окончательно вымирает — на зиму здесь остается всего несколько человек и все — пенсионеры.

«В Советском союзе самой бедной была Беларусь. В Беларуси самая бедная — Витебская область. Ну а на Витебщине самый нищий — Дубровенский район», — смеется Антонина Зайцева, сестра миллионера Мартынова, которая живет в соседней деревне. Говорит, что поездила по Прибалтике, Украине — есть с чем сравнивать.

Отец семьи Василий Мартынов был лучшим на всю округу шаповалом. «Летом ставил окна в домах, ну а зимой валенками занимался. И при этом еще был бухгалтером, — рассказывает дочь. — Материал на валенки был свой. В те времена вся деревня держала овец».

Спрос на обувь Мартынова был высоким. Сельчане покупали кожаную обувь только по праздникам, а в повседневной жизни пользовались валенками.

Николаю Мартынову, который стал обувным магнатом, в самую пору считать отца родоначальником династии.

Мать всю жизнь проработала в колхозе. «Деда по материнской линии раскулачили и выслали. Так что можно усмотреть дедову черту», — рассказывал бизнесмен о корнях своей предприимчивости.

В семье было пятеро детей. Сначала одна за другой родились три сестры, а потом — двое братьев.

Младший, Виктор, работал менеджером в бизнес-империи «Марко», теперь у него свой бизнес. Он был депутатом в Витебском горсовете.

Родителей уже нет в живых. Николай отремонтировал родительский дом, и время от времени приезжает туда со своей семьей.

Политолог института компартии

Базовую школу Николай Мартынов окончил в родной деревне Гудово-Земянское, старшие классы — в Сипищево. В армии не служил по состоянию здоровья, и после окончания школы поступил в Витебский техникум.

После прохождения учебы, в 1978 году, стал помощником мастера на витебской трикотажной фабрике «КИМ». Согласно официальной биографии, за последующее десятилетие никаких изменений в его карьере не происходило.

Жена Мартынова родом из Толочинского района. Знакомые семьи говорят, что ее родители существенно помогли Николаю встать на ноги.

В конце 1980-х вместе с семьей он ездил по европейской части Советского союза — от Балтийского до Азовского моря. Путешествовал на собственных «Жигулях».

С женой и детьми.

С женой и детьми.

Высшее образование Мартынов получил лишь в 32 года. В 1991 году, когда разваливался Советский союз, он получил образование политолога в Институте политологии и социального управления КПБ, причем на дневном отделении. Впрочем, работать преподавателем так и не довелось.

Интересно, что в биографии бизнесмена упоминается еще и «почетный» статус — «член-корреспондент Международной академии информационных технологий». Это ненаучная общественная организация, члены которой раздают друг другу фиктивные звания. В этом же учреждении «академиком» в свое время стал и бывший министр юстиции Виктор Голованов.

Обувная столица Беларуси

В 1980-е на территории Беларуси пробивались первые ростки иностранного бизнеса. Одним из проектов кооперации советской плановой экономики и западного капитализма стал «Белвест». Учредителями были витебская обувная фабрика «Красный Октябрь» (55% акций) и немецкая компания Salamander (45%).

В 1990 году Мартынов стал экспертом коммерческого отдела «Белвеста». Это был его первый опыт работы на обувном рынке, не считая помощи отцу-шаповалу.

«Мысль начать свое дело пришла на отдыхе в Абхазии, — рассказывал он в одном из интервью. — Поехали дикарями с детьми и, как многие, считали каждую копейку. Это были 1990-е годы, когда начали создаваться кооперативы. Мы торговали сахаром, производили пледы. Минимальная обработка меха давала 200—300% рентабельности. Грех было этим не заниматься».

В результате в Витебске появилось еще одно обувное предприятие. 1991 год отмечен как дата создания компании «ЛМ + МК» (позже переименована в «Марко»), директором которой стал Николай Мартынов. Это был совместный с немецкой компанией Evimex бизнес.

«В 1990-е, когда мы начинали, мои доходы не позволяли кормить семью, не говоря уже об отдыхе раз в год», — отмечал бизнесмен. При этом в одном из интервью бизнесмен признался, что в начале 1990-х он занимался также нефтепродуктами. Заметим, в эту сферу случайные люди попасть не могли. 

Стал лидером рынка

С течением времени «Марко» (название компания получила от слов «Мартынов» и «компания») обогнала на белорусском рынке всех конкурентов. В состав холдинга сейчас входит три предприятия. Главное различие между ними — в технологии производства обуви.

«Марко» специализируется на женской обуви клеевым методом и на мужской литьевой обуви. На «Сан-Марко» изготавливают детскую и клеевую мужскую обувь, а включенный в состав холдинга «Красный Октябрь» занимается домашней обувью и обувью, произведенной методом прямого прилива.

Первоначально большую часть сырья импортировали, однако выгоднее было наладить самостоятельный выпуск: компания «Викоп-Фабус» производит колодки для обуви, а «Витма» — сумки и галантерейные изделия.

Холдинг Мартынова ежегодно выпускает 4 миллиона пар обуви, это рекорд среди производителей в странах СНГ. Почти половина продукции идет на экспорт, преимущественно в Россию. 

Государственно-частный холдинг

«Марко» — частный бизнес. Однако в белорусских реалиях при таких объемах производства существовать обособленно от государства Мартынову было бы сложно. Да и не факт, что хотелось. Себя Мартынов называет «государственным человеком». Недаром три раза подряд бизнесмен попадал в Совет республики.

Обеспечение населения одеждой и обувью — стратегически важные сферы экономики. Большая доля импортных товаров на рынке вымывала из страны валюту. Было решено укрупнять «Марко» и создавать на его базе производственный холдинг с полной технологической цепочкой.

Указ о создании холдинга вступил в силу в конце 2013 года. Кто был инициатором? «Это было встречное движение наших предприятий и государства», — комментировал Мартынов.

По указу в состав «Марко» вошел Витебский меховой комбинат. Бизнесмену его передали за символическую одну базовую величину.

Государство пообещало Мартынову поддержку для реализации инвестиционного проекта. За три года на предприятии должны были наладить ежегодную переработку 300 тысяч овечьих шкур и 250 тысяч шкур пушного сырья, что позволило бы в перспективе снизить импортную составляющую при производстве обуви с 64% до 31%. После реализации проекта государство получило бы долю акций, пропорциональную вложенным средствам.

Указ предусматривал, что банки выдадут Мартынову кредиты на 50 млн долларов на льготных условиях (в белорусских рублях под ставку рефинансирования + 3% или в валюте под взятый за границей кредит + 2%). Однако банки проигнорировали пожелание государства. Инвестиционный проект оказался под угрозой. Тогда Мартынов пролоббировал принятие еще одного указа — как было упомянуто в начале текста, деньги выделят напрямую из бюджета.

Тем временем «Марко» выкупила часть акций белорусско-испанской компании «Белкельме» в Белоозерске, которая выпускает преимущественно спортивную обувь.

«Марко» — одна из немногих белорусских компаний, которая активно проводит акции и распродажи на европейский манер. Половина продукции «Марко», изготовленной для белорусского рынка, продается через фирменные магазины. Их насчитывается уже полсотни.

Помогает бизнесу и введенная недавно сертификация обуви при продаже, вытеснившая с рынка многих индивидуальных продавцов-предпринимателей. Мартынов поддерживал эту реформу.

Для экономии часть продукции белорусской компании производится в Китае и Индии.

Спасение за одну базовую

Николай Мартынов приватизировал не только «Красный Октябрь» и Витебский меховой комбинат. Был еще и Витебский пивзавод. «Была просьба властей инвестировать в предприятие, оказавшееся на грани банкротства», — говорит бизнесмен. Правда, заметным игроком на рынке «Двинский бровар» так и не стал.

На эту ситуацию можно посмотреть по-разному. С одной стороны, предприятия достались ему за бесценок. С другой стороны, Мартынов был для государства, наверное, единственной надеждой оставить утопающие заводы на плаву.

Видный меценат

В историческом центре Витебска есть улица Толстого. Она начинается от Рыночной площади, на которой стоят ратуша, Свято-Воскресенская церковь и памятник Альгерду (Ольгерду), дальше улица ведет к Успенскому собору со Свято-Духовым женским монастырем и, наконец, спускается к Двине.

Мартынов помогал при восстановлении Свято-Воскресенской церкви. Он выделил деньги на отливку колоколов, за его счет были также реконструированы два исторических дома на улице Толстого, после чего один из них передали бизнесмену. На первом этаже здесь находится магазин «Марко», а над ним — несколько апартаментов.

Пятикомнатная квартира площадью под 250 кв. м досталась Николаю Мартынову, а четырехкомнатные — его брату Виктору и их партнеру по бизнесу Николаю Ковалькову.

Напротив дома — кафе «Хуторок «Николаевский». Несложно догадаться, кому он принадлежит. На входе подсказка — скульптура католического святого Криспина, покровителя всех сапожников и кожевников.

Пирамида Мартынова

Как и большинство крупных белорусских бизнесменов, Мартынов решил заняться торговыми центрами. Его гордость — восьмиэтажное здание «Марко-Сити» в центре Витебска.

«Марко-Сити» успел стать достопримечательностью города из-за огромной пирамиды посреди площади. Похожая конструкция, только меньше, установленная при входе в Лувр, стала символом Парижа. Мнения жителей Витебска насчет здания разделились. Многие считают сооружение уродливым. А сам Мартынов был от него в восторге и решил оборудовать на вершине пирамиды свой кабинет.

Еще один профиль бизнеса — общественное питание. Правда, открытие баров и ресторанов Мартынова сопровождалось скандалами. «Главным украшением интерьера являются гипсовые бюсты Ленина и Сталина. Полуметровый Иосиф Виссарионович, попыхивая трубкой, гордо возвышается в центре над барной стойкой. А в углу, подперев голову рукой, Владимир Ильич рассматривает публику», — так писали об интерьерах бара «Двинский бровар». А в ресторане «Золотой лев», который расположен в историческом здании XIX века, один из залов назвали «Сталинской комнатой».

При этом Мартынов замечен в критических высказываниях в адрес СССР: «Родители жили при социалистическом строе, который изживал инициативу. Более того, в годы застоя произошла определенная деградация общества, выхолащивание всякой самостоятельной мысли».

Среди других непрофильных активов «Марко» — база отдыха «Ходцы» на озере Соро в Сенненском районе. Николай Мартынов — заядлый охотник.

Преемственность в семейном бизнесе

В семье Мартынова двое детей, и оба работают в семейном бизнесе. Сын Павел возглавляет «Сан-Марко». Он окончил Витебский государственный технологический университет, учился и в Италии. У него двое детей.

На открытие пирамиды «Марко-сити» Мартынов пришел с сыном и внуками. Фото news.vitebsk.cc

На открытие пирамиды «Марко-сити» Мартынов пришел с сыном и внуками. Фото news.vitebsk.cc

Дочь Раиса окончила тот же университет. В «Марко» она работает заместителем генерального директора. Ее специализация — внешнеэкономическая деятельность. Она занимается поставками импортных материалов, а несколько лет назад предложила осваивать рынок Евросоюза. Так обувь «Марко» стали продавать в Латвии. В семье Раисы трое детей.

Несколько лет тому назад в коммерческом отделе работала и супруга Николая Мартынова. 

Счастливый лев

Знакомые Мартынова отмечают его склонность обращать внимание на символы и знаки. По Зодиаку он Лев. Именно этот зверь стал его талисманом.

Львы красуются на гербе компании «Марко», попал лев и в название ресторана Мартынова.

Символом Витебского зоопарка долгое время был лев Ригус. После его смерти Николай Мартынов выделил 1200 евро на приобретение львенка, которого привезли из Калининграда.

Львенка назвали Марком в честь обувной компании. Вот только вскоре работники зоопарка поняли, что вместо льва им досталась львица! Пришлось сменить имя на Маркушу.

Клас
0
Панылы сорам
0
Ха-ха
0
Ого
0
Сумна
0
Абуральна
0

Хочешь поделиться важной информацией анонимно и конфиденциально?