01.02.2016 / 14:15

Цыганков: Заменить в школах «русскую» литературу на «всемирную» — значит предотвратить «Минскнаш» 117

Замена в школах «русской» литературы на «всемирную» стала бы первым реальным знаком того, что власти Беларуси действительно заинтересованы в формировании не-российского сознания своих граждан.

Под Новый год я был в одном минском ресторане-клубе, слушал, как посетители на танцплощадке дружно подхватывают современные российские попсовые песни, 80 процентов из которых я никогда не слышал — и думал о национальной идентичности (действительно, о чем же еще думать в такой ситуации?).

Если француз рождается во Франции — он через некоторое время «автоматически» вместе со школой, СМИ, культурой получает французскую национальную идентичность, французский культурный код. То же самое с любым другим — поляком, норвежцем, итальянцем.

Белорус же в нынешней Беларуси, «автоматически», от государства и общества, получает базовую российско-советскую культурную идентичность, разбавленную некоторыми белорусскими элементами, белорусским орнаментом, я бы сказал. «Мой дядя самых честных правил», «Ну и гадость эта ваша заливной рыба», «Если б знали вы, как мне дороги подмосковные вечера», кто последний муж Аллы Пугачевой — знаки и символы, которые узнает каждый «рядовой», «нормальный» белорус.

Конечно, есть граждане Беларуси, которые имеют иную базовую идентичность. Это может быть идентичность белорусская национальная, белорусская европейская или космополитическая. Но их эти белорусы получили не «автоматически», а в результате собственного ментального выбора, в результате духовных и интеллектуальных усилий. Они создали, «заработали» эти идентичности себе сами — в процессе, который метко охарактеризован парадоксальной поговоркой «белорусами не рождаются — белорусами становятся».

В этом смысле забавно наблюдать, когда в сетевых дискуссиях белорусы, носители и активные сторонники русского языка, заявляют — «это наш выбор». В том-то и дело, что не было никакого выбора, вы ничего сами не выбирали. Вы просто родились в русскоязычной семье, в русскоязычном окружении, ходили в русскоязычную школу, потом институт, в русскоязычном (преимущественно) городе — где же сознательный выбор? Вот если бы вы родились в Свазиленде и изучили там русский язык, и повсюду на нем говорили в своем Свазиленде — это был бы ваш сознательный выбор. А в Беларуси… Вы просто продукт развития сегодняшнего белорусского государства, вы просто с этим родились и ничего не сделали, чтобы это изменить.

Когда Беларусь получила независимость, многим казалось, что белорусское самосознание будет вызревать автоматически, «вырастут новые поколения» и так далее. Не-а. Оказалось, автоматически, «со временем», ничего не приходит — ни национальное самосознание, ни рынок, ни демократия.

Сегодня у нас своеобразные мировоззренческие «ножницы» между разными идентичностями. У большинства белорусов в политическом смысле давно уже белорусское политическое сознание (ими однозначно позитивно воспринимается государственная независимость), но в культурном и мировоззренческом смыслах эта же большинство остается российско-ориентированной. Проблему четко заметила и осознала власть, после того как увидела, что процентов 60 белорусов поддерживают «Крымнаш» — просто потому что в любом конфликте они всегда за Россию.

Белорусское государство — не единственное в мире, которое прививает своим гражданам не свое, не белорусское самосознание. А начинается все в школе. Беларусь, подозреваю, единственная страна в Европе, где в школе нет предмета «всемирная литература». Зато есть предмет «русская литература». До восьмого класса дети в обычных белорусских школах не изучают ни одного автора, даже ни одного произведения мировой литературы! Есть «белорусская литература» и «русская литература» — белорусского человека с детства программируют, что этот мир ограничен. Вот смотрите, есть наше, местное, «региональное» («белорусская литература») и есть что-то большее, высшее, но не «всемирная», а «русская литература». Этакая двухэтажная картина мира, где «русская» занимает высшую ступень, второй этаж.

В результате в обычных белорусских школах на Некрасова отдается больше времени, чем на Шекспира. Если спокойно задуматься — почему вообще в независимом государстве должна изучаться как отдельный предмет литература другого государства? В Украине в школах нет предмета «русская литература».

Я не призываю, чтобы, образно говоря, Толстого заменяли Шамякиным. Я выступаю за то, чтобы Некрасова заменяли Шекспиром и Сервантесом, чтобы белорусам с начальной школы открывали безграничные богатства мировой литературы. При всем уважении, при максимально щедрой оценке, российская литература занимает 10—15 процентов среди мировых литературных шедевров. Учитывая особые исторические и культурные связи между Беларусью и Россией, возможно, в наших школьных программах можно было бы отдать ей 20—30 процентов. Но не 85—90, как теперь.

Белорусский власть была явно напугана, увидев, насколько большую поддержку в Беларуси получил «крымнаш».

Люди, воспитанные в условиях официальной русификации последних 20 лет, в условиях неограниченного господства российских электронных СМИ, в условиях запретов для белорусских музыкантов и создания всех условий российскому шоу-бизнесу — эти люди, как оказалось, готовы поддержать не только «крымнаш», но, возможно, и «Минскнаш».

Если у властей имеется малейший стратегический инстинкт самосохранения, она должна начинать не с фестиваля вышиванок, а со школы. Все, кто выступает за сохранение «русской литературы» вместо «всемирной литературы» — выступают за сохранение Беларуси в качестве культурной провинции, культурной части России. Пока в белорусских школах русская литература занимает 85 процентов, а вся мировая — оставшиеся 15, очевидно, что нынешняя власть воспитывает, формирует «русских со знаком качества». Замена в школах «русской» литературы на «всемирную» стала бы первым реальным знаком того, что власти Беларуси действительно заинтересованы в формировании не-российского самосознания своих гражданах.

0
Мордехай В. / Ответить
01.02.2016 / 13:43
Гэта трэба было рабіць шчэ 15 год таму. І не 10-15%, а максімум 2-3%. 10-15% - гэта толькі ў 19 ст. Мы забываемся, што было 20 ст. з актуальнаю літаратураю ад Калумбіі да Кітаю, і да 19 ст. рускай літаратуры не было, у адрозненне ад еўрапейскай, індыйскай ці кітайскай. А думаем так, бо самі вучылі таго Талстога ці Някрасавага - 1 твор на цэльную чвэрць. А шэдэўры сусветнай літаратуры - агульным спісам на лета.
0
Просто Вася / Ответить
01.02.2016 / 13:44
Зачем людям навязывать идентичность, которую они считают чужой?
0
З Брэста / Ответить
01.02.2016 / 13:49
100% так і ёсць
Показать все комментарии/ 117 /
Чтобы оставить комментарий, пожалуйста, активируйте JavaScript в настройках своего браузера