В Минске появился сервис такси Uber. Старые таксисты его боятся, зато молодежь активно использует: одни надеются заработать, другие ездить дешевле.

Иллюстративное фото wikimedia.org.

Иллюстративное фото wikimedia.org.

Что такое Uber

Мобильное приложение для поиска такси или подвоза людей за деньги. Его создала международная компания, базирующаяся в Сан-Франциско (США). На сегодня приложение доступно в 375 городах 68 стран.

По сути, это социальная сеть, что связывает клиента с водителями, находящимися рядом.

Каждый человек может посмотреть профиль водителя, марку его машины и их рейтинг, который выставили клиенты. При этом рейтинг имеет большое значение, так как если у водителя он очень низкий, Uber расторгает договор о сотрудничестве.

Это новая технология — люди «делятся услугами». Предсказывают, что таких сетей будет со временем все больше.

Как это работает

Если у тебя есть машина и нужные документы, ты можешь стать водителем Uber и получать 80% от цены каждой поездки, 20% идет Uber-у. Если ты клиент — выбирай самую близкую к тебе машину.

Оплачивать услуги машин Uber можно только банковской карточкой.

Чтобы пользоваться, надо скачать мобильное приложение — под Android или IOs. После нужно зарегистрироваться: ввести контактные данные и номер банковской карточки.

Деньги будут списываться со счета при пользовании, карточку с собой иметь обязательно. Для вызова такси должен работать интернет. Ваше местоположение определяется автоматически. Вы задаете адрес прибытия и выбираете класс автомобиля: в Беларуси это UberBLACK (автомобили представительского класса) и UberX (автомобили комфорт-класса).

Перед заказом такси можно посмотреть примерную стоимость поездки, так как в зависимости от класса авто будут соответствующие тарифы. Цена рассчитывается примерно: в зависимости от трафика, состояния погоды и других факторов сумма может колебаться.

После приложение разыскивает водителей рядом, вам остается выбрать таксиста и ждать его прибытия. По прибытии с вашей карточки снимется сумма проезда. Счет придет на электронную почту.

Если вы — водитель

Если вы имеете собственное авто премиум или комфорт-класса, вы юридическое лицо или индивидуальный предприниматель — можете стать водителем Uber'а. Для этого нужно:

  • лицензия на право осуществления деятельности в области автомобильного транспорта
  • свидетельство о регистрации юридического лица или ИП
  • технический паспорт автомобиля
  • страхование гражданской ответственности владельцев автотранспортных средств
  • полис о страховании ответственности перевозчика перед пассажиром

Если требования Uber будут соответствовать действительности, будет подписано партнерское соглашение. Каждый водитель может выставить собственный график работы или вообще работать в свободное от работы время. От каждой поездки водитель будет получать 75%. По окончании каждой поездки водитель должен выписывать заказ-наряд на фрахтование транспортного средства для перевозки пассажиров. Этот документ связан с законом «Об автомобильном транспорте и автомобильных перевозках», где сказано, что «автомобильные перевозки пассажиров в регулярном сообщении выполняются по договору об автомобильной перевозке пассажиров, а в нерегулярном сообщении — по договору о фрахтовании для автомобильной перевозки пассажиров или по договору о перевозке пассажиров автомобилем-такси (п. 29 Правил о перевозке пассажиров).

По сути, Uber в Беларуси ничем не отличается от обычной службы такси, так как только в некоторых странах законодательство позволяет Uber подписывать договоры с физическими лицами, которые имеют автомобили ниже комфорт-класса. Частным извозом в Беларуси имеют право заниматься только зарегистрированные таксисты.

Дешевле, чем обычное такси?

Многие из пользователей говорят, что такси обошлось им примерно во столько же или дешевле обычного. Действительно ли это так?

UberBLACK (автомобили премиум класса):

Подача авто — 45 000 рублей

Километр поездки — 7000 рублей

Такси «Пятница» (автомобили премиум класса):

Подача авто — 60 000 рублей

Километр поездки — 8500 рублей

UberX (автомобили комфорт-класса)

Подача авто — 27 000 рублей

Километр поездки — 5700 рублей

Такси «Алмаз»

Подача авто — 18 400 рублей

Километр поездки — 5500 рублей

Несмотря на цифры, UberX гарантирует машины комфорт-класса, такие как Skoda Rapid, Kia Rio, Volkswagen Polo, Hyundai Solaris младше 5 лет.

Протесты в Европе

Деятельность сервиса вызвала конфликтные ситуации и протесты во множестве стран, включая Францию, Германию, Италию, Нидерланды. В некоторых странах компания Uber получала штрафы, в других запрещались некоторые или все ее услуги. Проблема связана с несоответствием правил сервиса законодательству в ряде европейских стран (там, где на перевозку пассажиров нужно лицензия). Старых таксистов тревожат также низкие тарифы.

Протесты во Франции:

В Москве таксисты также высказывали недовольство деятельностью Uber, в частности, называя компанию «крупнейшим нелегальным перевозчикам». Департамент Транспорта Москвы и компания Uber договорились подписать специальное соглашение, ограничивающее услуги компании только легальными перевозчиками.

В Минске также недавно собралась стихийная встреча водителей такси.

Плюсы и минусы

Плюсы:

  • упрощение заказа такси,
  • можно рассчитать стоимость поездки,
  • можно выбрать класс такси,
  • безналичный расчет,
  • вас не смогут обмануть по цене,
  • можно пользоваться за границей.

Минусы:

  • в Беларуси работает пока что только в Минске,
  • малое количество авто и водителей,
  • UberPOP (самое дешевое по классу такси) из-за законодательства не сможет работать в Беларуси.

Для того чтобы точнее разобраться в особенностях работы в Беларуси, НН побеседовала с Вадимом Можейко, экспертом «Либерального клуба», который после прихода UberX в Минск полностью отказался от других служб такси.

НН: Почему Вы перешли полностью на Uber? Какова была мотивация?

ВМ: Это удобно и качественно. Никаких непонятных переговоров с тетушками по телефону, никакого «ждите, ищу машину». Все видно на карте, прозрачно. Водители культурные, никаких мальчишек в трениках с шансончиком. Расчет по карточке, которую даже не нужно иметь при себе, чего не может предложить ни одна другая служба такси. Здорово, что нет момента расчета, когда тебя будут дурить с невключенным счетчиком, и надо как-то решать это — то ли ссориться, то ли переплачивать. А здесь все автоматизировано, нет субъективного фактора. К тому же, я много путешествую, а вызов такси в новом городе по непонятным тарифу — это всегда головная боль. А с убером я в Берлине открыл обычное приложение на своем планшете — и сразу увидел 4 различных варианта такси, с понятными ценами.

НН: А чувствуется разница между нашим Uber'oм и за рубежом?

ВМ: За границей тебе не выписывают бумажку после поездки, просто попрощался и ушел. У нас Uber работает согласно белорусскому законодательству.

НН: Многие из пользователей жалуются на малое количество водителей в Минске. Вы сталкивались с такой проблемой?

ВМ: Нет, водителей обычно хватает. Впрочем, если будет большой спрос — будут нанимать еще, разумеется.

НН: Вот недавно таксисты заявили, что Uber — последняя капля. Действительно ли есть некая угроза для них в Беларуси?

ВМ: Таксисты боятся конкуренции, так как индивидуальный водитель никогда не сможет построить такую модель, как мировая компания. Впрочем, можно идти на работу в Uber, однако на это способны не все: не хватит ни культуры, ни качества авто. Uber глобально меняет рынок, и это, конечно не нравится тем, кто чувствует: адаптироваться к таким переменам он не сможет.

Впрочем, не надо паники: да, Tesla i Uber в будущем безусловно победят, но ближайшие несколько лет такси «Алмаз» на Lada также будет востребованным в определенной аудитории. Как минимум потому что не все привыкли пользоваться мобильным интернетом и имеют хорошие смартфоны. Поэтому лучше бы протестующие таксисты работали над собственным качеством, учились переключать музыку для клиентов и не мухлевать со счетчиком, а не пугались Uber'a.

Клас
0
Панылы сорам
0
Ха-ха
0
Ого
0
Сумна
0
Абуральна
0

Хочешь поделиться важной информацией анонимно и конфиденциально?