Президент Беларуси внес изменения в Директиву № 3, имеющие важное значение для развития экономики и общества.

«Наша Нива» сочла необходимым просить разработчиков документа разъяснить некоторые моменты.

Публикуем ответы, полученные из пресс-службы президента Беларуси (выделения в тексте — пресс-службы).

1. Цитата: «Обеспечить планомерную диверсификацию экспорта для достижения равного распределения экспортных поставок между тремя рынками: Евразийского экономического союза, Европейского союза и иных стран, в том числе «дальней дуги», которое к 2020 году должно составить соотношение треть-треть–треть»
Вопрос: какие товары и услуги из Беларуси способны пробить себе дорогу на рынки ЕС и третьих стран?

Разделение экспорта товаров между рынками ЕАЭС — ЕС — «дальняя дуга и иные страны» является ориентиром внешнеэкономической деятельности на ближайшую пятилетку. Равновесное распределение экспортных товаропотоков позволит достичь сбалансированности влияния внешнего спроса на национальную экономику. Воздействие внешних шоков, экономических проблем отдельных государств (даже крупнейших торговых партнеров) на белорусскую экономику в таком случае станет более эластичным, что позволит нивелировать шоки для нашей экономики.

В данном контексте государство (в лице Правительства) выполняет функцию целеполагания, определяя необходимость достижения равновесного распределения экспорта между рынками. Это цель, для достижения которой государство разрабатывает комплекс мер по созданию необходимых условий: финансовых, административных, логистических и прочих, в том числе и технологических, разрабатывая и корректируя свою инвестиционную программу. Ведь не секрет, что большинство создаваемых государством предприятий имеет экспортоориентированную направленность (в том числе в создаваемом индустриальном парке «Великий камень»).

Таким образом, определяя цель, государство создает условия для ее достижения. Но это не значит, что оно поведет экспортеров за руку на внешний рынок. Свой экспортный путь белорусские организации должны определить сами. Было бы неправильно в кабинетах министерств определять те товары, которые отечественные производители должны поставить на тот или иной рынок. Очевидно, что компетенции в сфере международного маркетинга сконцентрированы в хозяйствующих субъектах, а не государственном аппарате.

2. Цитата: «Наладить сотрудничество ведущих белорусских производителей с профильными транснациональными корпорациями в целях привлечения… современных технологий, оборудования, патентов…, получения доступа к товаропроводящей сети транснациональных корпораций». 
Вопрос: Что следует рассматривать как удачный пример такого сотрудничества? Каким образом здесь будет учтен опыт развития экономики Китая в предыдущие десятилетия? 

В числе важнейших задач по развитию белорусской экономики на ближайшую перспективу — привлечение прямых иностранных инвестиций. Это связано не только с возможностью привлечения финансовых ресурсов, но и приходом одновременно с ними передовых производственных и управленческих технологий.

Главными инструментами активизации инвестиционной деятельности и притока иностранных инвестиций должны стать формирование эффективной институциональной среды, благоприятной для ведения бизнеса, снижение регулятивных рисков, поддержка справедливой конкуренции и обеспечение безусловных гарантий прав частной собственности.

В развитии сотрудничества брендовых производителей с однопрофильными транснациональными корпорациями акцент будет сделан на создание на территории страны производств, дополняющих уже существующие в форме совместных предприятий, привлечение прямых иностранных инвестиций транснациональных корпораций в брендовые белорусские производства в форме современных технологий, оборудования, патентов на производство продукции рыночной новизны, получение доступа к товаропроводящей сети транснациональных корпораций. Экономические механизмы стимулирования сотрудничества с транснациональными корпорациями будут установлены в рамках нормативных правовых актов, регламентирующих привлечение иностранных инвестиций.

За счет привлечения иностранных кредитных ресурсов, в том числе КНР, планируется развитие производства комплектующих и автокомпонентов (холдинги «БЕЛАВТОМАЗ», «Амкодор», «Минский моторный завод» и «Автокомпоненты» и иные отечественные предприятия), а также развитие нефтехимического комплекса (ОАО «Гродно Азот» и отечественные нефтеперерабатывающие предприятия).

В настоящее время в качестве примера эффективного сотрудничества можно привести ИЗАО «Пивоварни Хайнекен».

На белорусском рынке компания HEINEKEN работает с декабря 2007 года и является крупнейшим производителем пива и кваса в стране, в том числе осуществляя производство импортных брендов по лицензии. Производство расположено в Бобруйске. С момента вхождения в состав нидерландского концерна HEINEKEN завод прошел интеграционный этап и сегодня представляет собой технологически совершенную производственную площадку, оснащенную современным оборудованием. Дистрибуция осуществляется через собственные отделы сбыта, расположенные по всей стране.

Кроме того, в республику привлечены ведущие мировые компании в сфере деревообработки и мебельной промышленности: ИООО «ВМГ Индустри» и ИООО «Мебелаин» (оба — партнеры ИКЕА) в СЭЗ «Могилев».

ИООО «ВМГ Индустри» — одна из компаний международного деревообрабатывающего холдинга «VMG», с центральным офисом в г.Клайпеда (Литва). Холдинг «VMG» объединяет несколько предприятий на территории Литвы, Беларуси и Украины, а также является одним из крупнейших производителей и экспортеров мебели, плит ДСП в странах Балтии.

Вместе с тем, мы понимаем, что потенциал сотрудничества с ТНК не используется в полной мере. Именно поэтому в обновленную Директиву и был включен данный тезис как демонстрация твердости наших намерений в будущем активизировать работу отечественных предприятий в данном направлении.

3. Цитата: «Сохранить долю на рынке Российской Федерации по поставкам… продукции, при продаже которой достигается максимальная эффективность» 
Вопрос: Какие критерии экономической эффективности будут учитываться?

Россия по-прежнему остается крупнейшим торговым партнером Беларуси и для отдельных белорусских товаров российский рынок остается премиальным. При этом только сами экспортеры на основе четких экономических расчетов могут определять обоснованность экспорта продукции на тот или иной рынок.

Во внешнеэкономической деятельности, как и в любой другой сфере, эффективность проявляется в максимизации прибыли при минимальных затратах. Однако в данном случае речь идет не столько о количественных показателях, сколько о показателях эффективности, и руководствоваться здесь, прежде всего, необходимо потребностями рынка.

На сегодняшний день на рынке России сложилась уникальная ситуация для наращивания белорусского экспорта: санкции в отношении европейского продовольствия, запрет на ввоз продуктов из Украины, теперь еще и турецких товаров и услуг.

На российском рынке освобождается ряд ниш, где наша продукция востребована, так например в 2015 г. доля в российском импорте мяса птицы увеличилась до 53% (в 2014 г. — 33%), масла сливочного до 78% (2014 г. — 47%). При этом не надо думать, что пользуются спросом только продукты питания, наши грузовые автомобили, трактора, седельные тягачи значительно увеличили удельный вес в российском импорте, потеснив многих мировых производителей.

В ближайшие годы белорусским производителям предстоит еще много работы для удержания завоеванных сегментов российского рынка и по выходу на новые и перспективные, в этой связи в настоящее время в Правительстве идет работа над проектом Национальной программы развития экспорта на 2016-2020 гг., в рамках которой разрабатываются экспортные стратегии и «дорожные карты».

4. Цитата: «Повысить качество подготовки управленческих и инженерно-технических кадров…» 
Вопрос: Каким образом будет организовано повышение качества? Речь о белорусских вузах или о направлении на учебу за границу?

Повышение качества подготовки управленческих и инженерно-технических кадров будет обеспечиваться в двух плоскостях.

Во-первых, формирование и развитие современной системы бизнес-образования на основе использования передовых методик и технологий управления. В 2015 году приняты Концепция формирования и развития системы бизнес-образования в Республике Беларусь и план мероприятий по ее реализации (далее — Концепция бизнес-образования), в рамках которых намечается проведение в 2016-2020гг. работы по модернизации социального института образования.

Справочно. Планируется создание бизнес-школ, в которых будут реализовываться программы МВА. Согласно Концепции бизнес-образования к 2020 году планируется достигнуть следующие показатели:

годовой объем рынка бизнес-образования — 50 млн. долларов США;

годовой объем специалистов, проходящих обучение по программам МВА, — 1500 слушателей;

количество бизнес-школ — 25.

Во-вторых, организация обучения целевых групп специалистов методикам инженерно-технического творчества (ТРИЗ) и функционально-стоимостного анализа (ФСА) в рамках Государственной программы инновационного развития Республики Беларусь на 2016—2020 гг. В качестве таких целевых групп выступают как преподаватели технических ВУЗов, так и специалисты конструкторских бюро, системообразующих предприятий реального сектора экономики. Указанное обучение будет организовано как на базе белорусских ВУЗов, так и коммерческих организаций, которые получат в соответствии с Концепцией бизнес-образования статус бизнес-школы. Кроме того, «точечно» будет осуществляться стажировка отдельных целевых групп за рубежом.

5 Цитата: «Определить в качестве приоритета государственной инновационной политики развитие высокотехнологичных направлений национальной экономики, основанных на использовании био- и нанотехнологий, информационных технологий, новых материалов…» 
Вопрос: Могли бы вы привести имеющиеся примеры успехов в этих областях, на которые можно ориентироваться?

В настоящее время можно привести следующие примеры достижений в указанных высокотехнологичных направлениях.

В отношении IT-индустрии — функционирование Парка высоких технологий (ПВТ), где занято более 150 компаний, в которых работает свыше 20 тыс. чел.

В отношении нано- и биоиндустрии. Разработки в сфере нанотехнологий осуществляют 7 научных организаций НАН Беларуси, а также ведущие вузы страны. Производство приборов, которые могут быть использованы в данной сфере, осуществляют 15 организаций, в том числе 9 субъектов малого предпринимательства. Кроме предприятий наноэлектроники, еще 21 организация занята производством нанотехнологической продукции. Перспективными с точки зрения коммерческого использования являются 27 наименований нанотехнологий и нанотехнологической продукции, созданных в Республике Беларусь.

Производство фармацевтической продукции осуществляют 26 юридических лиц, 10 из которых — системообразующие для белорусского рынка. Доля лекарственных средств отечественного производства — 52,7% в общем объеме лекарств, представленных на белорусском рынке (в стоимостном выражении). В рамках Государственной программы «Инновационные биотехнологии» за период 2010-2015 гг. создано 8 новых организаций, 28 производств, 10 организационных структур (центры, лаборатории, полигоны, участки), создан регистр доноров костного мозга, банк штаммов промышленно ценных микроорганизмов.

6. Цитата: «…обеспечению ускоренного развития Парка высоких технологий, Китайско-Белорусского индустриального парка «Индустриальный парк «Великий камень», научно-технологических парков в качестве площадок для организации инновационных и высокотехнологичных производств, основанных на технологиях V и VI технологических укладов…»
Вопросы: Не скажется ли на этих планах замедление роста экономики Китая? Могут ли появиться аналоги Парка высоких технологий в других городах Беларуси?

В отношении влияния динамики развития экономики КНР на темпы строительства Китайско-Белорусского индустриального парка вопрос ставится некорректно, поскольку резидентами парка в соответствии с законодательством Республики Беларусь могут быть как китайские компании, так и предприятия компаний других стран. Исходя из этого развитие парка в определенной степени будет зависеть от сроков завершения строительства объектов инфраструктуры парка и формирования его позитивного имиджа для потенциальных инвесторов в международном деловом сообществе.

Что касается развития ПВТ, то уже в 2016 году планируется открытие филиала ПВТ в Гродно.

7. Цитата: «Беларусь по производительности труда отстает от уровня Европейского союза почти в 4-5 раз, что обусловлено не только технико-технологическими причинами, но и проблемами неэффективной занятости, требующими ее реструктуризации с учетом развития малого и среднего предпринимательства». 
Вопрос: Какие меры будут приняты? Нет ли опасности, что повышение конкуренции на рынке труда может вызвать социальное напряжение? 

В настоящее время принимаемые Правительством решения направлены на стимулирование развития эффективного промышленного производства, в том числе за счет роста производительности труда.

Достижение поставленных целей будет обеспечиваться за счет:

технического перевооружения действующих производств, обеспечивающего улучшение технологических процессов;

проведения экономической модернизации, в рамках которой реализуются мероприятия по оптимизации вспомогательных служб промышленных организаций и передаче этих функций через аутсорсинг специализированным компаниям и малому бизнесу, а также внедрению автоматизированных систем управления ресурсами и др.

строительства новых производств, в том числе направленных на создание высокопроизводительных рабочих мест.

Приоритетной задачей для промышленности является формирование условий для создания новых высокоэффективных производств с уровнем производительности труда, не уступающей мировым аналогам.

В 2011—2014 годах высоко- и среднетехнологичными (высокого уровня) обрабатывающими производствами обеспечен прирост объемов на уровне 7,6%. При этом, высокотехнологичный сектор промышленности демонстрирует более высокие темпы развития по сравнению с остальными отраслями.

В 2015 году обеспечено сбалансированное развитие промышленности: невысокие темпы промышленного производства (93,4% к 2014 году) на фоне сокращения запасов готовой продукции на складах предприятий (68,7% к среднемесячному объему производства — минимальный уровень за 3 года) и роста рентабельности продаж в промышленности (9%).

В новой пятилетке с целью качественного развития промышленности основное внимание будет уделено реформированию ее структуры, в том числе за счет:

формирования высокотехнологичного сектора;

наращивания экспортного потенциала промышленной продукции;

углубления производственной кооперации и промышленного сотрудничества в рамках ЕАЭС, использования потенциала общего рынка и стимулирования экспорта совместно произведенной продукции в третьи страны;

ускоренного развития производств, базирующихся на переработке местных сырьевых ресурсов (деревообработка, производство пищевых продуктов, переработка сельскохозяйственной продукции) с увеличением глубины переработки ресурсов и минимизацией техногенного воздействия на окружающую среду и др.

Весомый резерв сконцентрирован в сфере малого и среднего бизнеса. Созданию новых рабочих мест в этой сфере будут способствовать формирование благоприятной институциональной среды, поддержка развития новых видов бизнеса.

В целях обеспечения реализации положений Директивы № 3 в настоящее время Правительством Республики Беларусь организована работа по подготовке плана мероприятий, в котором будет определен конкретный план действий по каждому из четырех ее направлений. Данный план мероприятий должен быть утвержден Советом Министров Республики Беларусь не позднее 26 апреля 2016 г.

Клас
0
Панылы сорам
0
Ха-ха
0
Ого
0
Сумна
0
Абуральна
0

Хочешь поделиться важной информацией анонимно и конфиденциально?