Солист этно-трио «Троица» Иван Кирчук уходит из Педагогического университета имени Максима Танка. С ним не продлили контракт: кафедры этнографии и этнологии, где он работал, больше не существует.

Кирчук рассказал «Нашей Ниве» о своем увольнении, о том, почему он не надеется на государственные деньги и как совмещать веру в Христа с языческими обрядами.

— Об увольнении. Это было неожиданностью?

— Я заранее знал, что часов на мои предметы не будет. Народное пение, практикум по фольклору, этномузыка — эти предметы не нужны. Была кафедра этнологии и фольклористики. Сейчас ее нет. В этом году у меня осталось 0,25 ставки — и только заочники. А ведь это фактически три встречи. Что можно подготовить, научить за три встречи?

— А как было раньше?

— У меня был кабинет с музыкальными инструментами, костюмы. Со студентами мы занимались народными песнями, народным театром, батлейкой… в университете отработал 19 лет.

— Вы ушли без обиды?

— Да, нормально. Разве что в прошлом году был такой момент, когда комендантша без всякого предупреждения вошла в наш кабинетик и сказала: «Сюда сейчас будут заносить шкаф!» Мне пришлось спешно вывозить нашу коллекцию. Было неприятно. А обиды нет.

— Чтобы профессионально записывать такие песни, наверное, нужны большие средства?

— Альбом «Зімачка» обошелся нам в 10 тысяч долларов.

— Состоятельные белорусы финансируют?

— На одно наше выступление знакомые пригласили очень богатого белоруса. Он впервые услышал «Троицу». Вышел, заплакал и сказал: «Все, беру ящик водки и поеду пить!» Лучше бы он подошел к нам…

— А государство?

— Ох, о государстве можете ничего не говорить. Оно никогда не финансировало ни один из наших проектов. В министерство культуры мы уже даже не обращаемся. Если и дадут что-то, то подсадят к нам пять своих. Когда я возил ансамбль «Дзіва», то с нами ездило еще 13 чиновников — мир посмотреть.

— Как музыкант, как относитесь к современным белорусских исполнителям? В каком-то интервью вы признались, что не слушаете никого из них.

— Это не значит, что они плохо играют.

— Даже самые популярные не нравятся? Тот же Михалок?

— Михалок — это политика в шортах. Пусть он не обижается, но я не вижу там музыки.

— Вы критиковали все музыкальные фестивали: и «Славянский базар», и «Басовішча», и «Рок-коронацию»…

— «Славянский базар» — никакой не этнический фестиваль. Люди платят деньги, чтобы посмотреть, как исполнитель ходит по сцене под «фанеру».

— На «Басовішчы» живые выступления…

— «Басовішча» политизированное. Однажды после выступления на фестивале мы фотографировались с ребятами, и тут подлетели их друзья, развернули бело-красно-белый флаг, сфотографировали. У нас и не спросили ничего: можно — нельзя? А к чему был тот флаг?

— То есть вы принципиально вне политики?

— Какая политика в народных песнях? А люди хотят то ли на этом сделать себе рекламу, то ли отработать те полученные деньги.

— А «Рок-коронация» чем плоха?

— А что такое «Рок-корона»? У меня их четыре, но я не понимания: за что? Что за название? Короны стеклянные надевают девушкам на конкурсах красоты.

— Вы католик, но занимаетесь языческими обрядами вроде Купалья. Одно другому не противоречит?

— Да, я из католической семьи: по отцовской линии у меня есть ксендзы, по материнской — монахини. Поэтому в определенной степени происходит внутренняя борьба. Старинные языческие обряды мне очень интересны, и, возможно, если бы я не был католиком, я бы плотно этим занимался. Но надо было решить для себя, и я решил: то, что я делаю, — это не вера, это искусство. Текстов с обращениями к земле, к воде у нас не осталось, и когда я в своих моноспектаклях обращаюсь к стихиям, то делаю это не как язычник, а как артист. Это не вера — это театр. А что касается религии… Сегодня все хотят выживать, я так это понимаю. Я слышал, что православный священник приходил на Купалье и освящал купальский костер. Чтобы быть со всеми? Смешно. Там огонь, но у священника должен быть свой огонь, который в храме горит.

— Где сейчас будете работать?

— Меня пригласили преподавать курс «Традиционная народная культура» в Институте белорусского культуры. Только немножко иначе, поскольку здесь будут не студенты, а слушатели, которые приезжают на повышение квалификации.

— А создать что-то свое для любителей не думали? Вроде языковых курсов, которые сейчас очень популярны?

— Меня приглашали на мастер-класс по вокалу, но я отказывался. Ведь народные песни предполагают иной подход, это не сольфеджио. Это сложная, длительная работа по магнитофонным лентам. Со студентами, которые уже были с образованием и приходили ко мне раз в неделю, каждую песню мы готовили, бывало, и по полгода. Кто же будет ходить на такие курсы, где одну песню полгода разучивают? А ходить и петь «Купалинку» не хочу.

***

Концерт группы «Троица» пройдет 8 апреля в Молодежном театре эстрады (Минск, Московская, 18а, ст. метро «Институт культуры»).

Клас
0
Панылы сорам
0
Ха-ха
0
Ого
0
Сумна
0
Абуральна
0

Хочешь поделиться важной информацией анонимно и конфиденциально?