Министерство культуры выступает с инициативой ввести в состав Филармонии четыре самостоятельных коллектива: Национальный академический хор имени Титовича, Государственный ансамбль танца Беларуси, Государственный хореографический ансамбль «Хорошки» и Государственный ансамбль «Песняры». Казалось бы, что плохого в том, чтобы эти и государственных коллектива вошли в состав государственного учреждения и работали под общей культурной крышей? На первый взгляд, ничего. Но все перечисленные кандидаты на «коллективизацию» категорически против этого. Почему?

Начнем с озвученной на совещании в Минкульте цели этого «объединения». Мотивируется это все тем, что «оптимизируется административно-управленческий состав, и это даст экономию финансовых средств». Но это разбивает своим аргументом художественный руководитель Государственного ансамбля танца Беларуси Валентин Дудкевич.

Валентин Дудкевич

Валентин Дудкевич

«Если бы от этого действительно была какая-то глобальная экономия! Но мы посчитали, что экономии нет. Я даже думаю, что будет минус. Они говорят, что на все коллективы получится 1 миллиард 200 миллионов экономии. А у нас бюджет 8 миллиардов — одного нашего коллектива. А они на 4 коллективах собирались сэкономить 1,2 миллиарда. Но они не учитывают того, что если в состав филармонии приходят 400 дополнительных человек, то неужели никого не надо будет добавить в штат администрации самой Филармонии? Предстоит дополнительно нанять бухгалтеров, администраторов, так взять дополнительных 400 человек на те же кадры — это утопия!»

А в это время бухгалтеры, администраторы, костюмеры и другие люди, которые работают в штате самих коллективов и знают их специфику, будут сокращены. Причем, с обязательной в таком случае выплатой выходного пособия и компенсаций. Но дело не только в том, что придется уволить своих людей, эмоционально рассказывает художественный руководитель ансамбля «Хорошки» Валентина Гаевая. Объединять же в итоге будут не только людей, но и весь их сценический инвентарь, чтобы потом всем «колхозом» пользоваться.

Валентина Гаевая

Валентина Гаевая

«Вы не представляете, какой кровью дались мне эти костюмы! И что это за костюмы: их нельзя стирать, так как там корсет да и сшиты они на конкретного человека. И вот кто-то его будет надевать, а потом я что своей танцовщице скажу: «Надевай его»? Но мне все, что у нас есть, придется сдать: и костюмы, и инструментарий. И будут давать их любому, кто там что-то придумал… Знаете, я не могу на такое пойти. Они не понимают: я это с такими трудностями все собрала: людей искала, которые мне это сделают, последнюю копейку на это отдавала! Это все надо беречь! А я просто потеряю костюмы, потеряю весь наш инструментарий!»

Что будет с ними после «оптимизации»? С людьми, которые создали свои коллективы и положили на них и жизнь, и творческую энергию?

«Ну, вам же не сказали, что после вхождения в состав Филармонии «Хорошкам» больше не будут нужны ваши услуги?», — осторожно интересуемся у Валентины Гаевой.

«Скажут, обязательно скажут! — машет она руками в ответ. — Кого же им еще оптимизировать прежде всего, как не пенсионеров? Вот с меня и начнут. Я же им давно, как заноза в одном месте…»

Нет на этот счет оптимизма и у Валентина Дудкевича.

«В Филармонии есть художественный руководитель. А я стану художественным руководителем №2. Вы представляете ситуацию: я в своем коллективе художественный руководитель №2! Я привык отвечать за то, что я делаю, а в этом плане, творческом, я не привык и не хочу подчиняться. Коллектив я создал по образу и подобию своему, а в творчестве не может быть демократии, никаких демократических течений — это исключительно диктатура! Я этого хочу и я всю жизнь это делаю. И на это тратится очень много времени. Да, я приготовлю себе преемника, но это не может диктоваться извне — такого не может быть!»

Оба собеседника сходятся в одном: объединение их коллективов и филармонии негативно скажется на творчестве, и в результате коллективы либо вообще перестанут существовать, либо превратятся в нечто малоинтересное. Ко всему, переживает Валентина Гаевая, вряд ли ей удастся сохранить все три детские существующие при «Хорошках» танцевальные группы. 

Что на этот счет думают в Министерстве культуры? И вообще, действительно ли существуют такие объединительные планы — официального же приказа нет.

В пятницу в Минкульте на рабочем месте оказался заместитель министра Василий Черник, но чиновник признается: он не занимается этим направлением. Тем не менее, информацию об объединении четырех названных коллективов в составе Филармонии называет «слухами».

«Слухи! Их может очень много быть! Но пока что это только слухи!» — уверяет замминистра.

Слова чиновника опровергает Валентин Дудкевич.

«Было соответствующее совещание у министра, и я ему прямо сказал: «Знаете что, я же человек государственный — напишите мне приказ, и я сделаю. У меня же выхода нет. Или я это не сделаю и уйду». Ну, в государственных отношениях по-другому ведь и быть не может. Но этого приказа нет! Вот, мне должен прийти приказ письменный — у меня его нет. И со мной постоянно ведутся переговоры, которые сводятся к тому, чтобы мы этого захотели. С нами ведут устные беседы: сначала со всеми вместе, а потом с каждым в отдельности. Хотят, чтобы мы в итоге сказали: «Ну, давайте, сделайте нам это!» А я на первом же заседании министру и написал, и сказал, что я в любом случае буду апеллировать выше, но с этим я категорически не согласен. А тот себе тихонько молчит и что-то там тихонько движется. Такая вот позиция с их стороны, сверху, осторожная, я так думаю».

И добавляет: «Хотите проводить оптимизацию чиновников и бюджетников, так не надо начинать ее с самых бедных, а начните с себя». Коллегу поддерживает Валентина Гаевая и делится внутренней информацией: называет цифру средней зарплаты участников известного на весь мир коллектива «Хорошки» — 2,5 миллиона рублей. А ее зарплата до 5 миллионов в месяц не дотягивает. Почти такие же зарплаты и в ансамбле танца, добавляет Дудкевич.

Клас
0
Панылы сорам
0
Ха-ха
0
Ого
0
Сумна
0
Абуральна
0

Хочешь поделиться важной информацией анонимно и конфиденциально?