«Мнение, что все всегда происходит к лучшему, придает бодрости простому человеку и вполне устраивает его начальников. Однако в концепции исторической неизбежности имеется один недостаток: она сильна задним умом, т.е. хороша для писателей истории, а не для ее творцов», — писал историк Ричард Пайпс в книге «Russia under the old regime» («Россия при старом режиме»).

Эти слова Пайпса вспомнились мне, когда я прочитал «украинский номер» журнала «Макулатура».

Но сначала пару слов не о литературе, то есть «Макулатуре», а о Путине.

Путин чего хотел: наделать украинцам столько бед, чтобы они сами пожалели о своем стремлении присоединиться к Европе. А если не сами украинцы, то по крайней мере чтобы другим странам региона расхотелось и думать о европейском геополитическом и культурном выборе.

А другие это кто?

А другие — это мы, белорусы.

«Бясконца наша мара аб свабодзе. Вядзе нас па зямлі і па вадзе, Як сонца, што ніколі не заходзе, Як зорка, што ніколі не ўпадзе», — писал Некляев в период, который Алексиевич осудила за чрезмерный романтизм. И вот тест: отложила ли белорусская элита свою большую мечту перед лицом этой большой крови? Стал ли Майдан для белорусов табу? Стала ли Украина объектом интереса для белорусов?

«Макулатура» — чисто литературный журнал. Не ждите там найти политическую аналитику, журналистский репортаж или исторический обзор.

Эссе Сергея Жадана просится, чтобы начать чтение «Макулатуры» №8 с него. Эссе описывает, как писатель со знакомым едут на машине через территории уже или почти уже созданной Луганской Народной Республики. 27 апреля — через две недели после захвата Славянска. Старобельск, Луганск, Алчевск…

Безнадежность. Терриконы…

Родной дом диссидента Ивана Светличного — мемориальная доска сбита, а в доме живут бомжи.

Эссе начинается с описания реальности Донбасса, которую Жадан не желает оценивать. Донбасса, в котором уже к моменту его отделения было очень мало украинского и произошла сильная социальная деградация. Мы видим, как «русская весна» выглядит из окон машины. Жадан, совсем недавно до крови избитый на Харьковском майдане, не решается проникнуть в захваченные здания Луганского управления Службы безопасности Украины и облгосадминистрации.

Ответов «почему» и «что делать» вы у Жадана не найдете. Рокер, романист и философ, уроженец Ворошиловграда (=Луганск) Жадан уходит в рассуждения о мечте о свободе и мужестве ее иметь.

Обнищание людей и социальная деградация были предпосылками войны в Донбассе и аннексии Крыма — такой вывод подтверждают украинские произведения в «Макулатуре».

Легко читается ироничное повествование Александра Ирванца «Обшчы анализ», который весело смеется над писателями советского типа, что поехали прочь, обиженные, но полные апломба, на электричке истории.

Кроме украинских авторов, есть и белорусские тексты.

Юрий Каретников, который в свое время был лидером спортивно-патриотической организации «Правый альянс», описывает могилы повстанцев 1863-1864 на львовском Лычаковском кладбище. В качестве заголовка для своей статьи он выбирает надпись на надгробном камне Симона Шидловского «На нашем прахе восстанут мстители».

Екатерина Ромашкевич записала свои впечатления от пребывания на Майдане. Она описывает украинскую подругу, которую просто трясло от страха за мужа, когда шел штурм Майдана.

— Ну представь, а если бы он вообще сюда не пошел…

— Да, я была бы очень разочарована.

«Мы вынуждены выбирать между страхом и разочарованием, когда дело касается наших любимых», — подытоживает Ромашкевич.

Печатается также Константин Косяк. Он записал теплые воспоминания своей мамы о ее поездке в Советскую Украину. А вот его статья об одном из лидеров УНА-УНСО Лупиносе неудачная, «хвалебная».

Поэтично пишет о Киеве и Крыме Марина Евсейчик.

Свой голос добавил и Алесь Гизун.

В целом, литературный альманах со своим обликом — красивый и с любовью к творчеству.

Название у него, правда, претенциозное — «Макулатура».

Вспоминается такое же влюбленное в литературу «Калоссе» 90-х и думаешь — то название было получше.

«Макулатура» отражает творческие поиски образованной и традиционалистской части молодого поколения. Этой молодежи свойственно демонстративное эстетство, иногда даже здоровое пижонство. (Опять вспоминается «Калоссе».)

И как и «Калоссе» когда-то, «Макулатура» выходит за деньги издателя. Он же главный редактор и основатель — Сергей Коленда. Это заслуживает уважения.

Хочешь поделиться важной информацией анонимно и конфиденциально?