В последующие 10 лет Беларуси нужно выстроить внешнюю и внутреннюю политику таким образом, чтобы к 2025-му стать нейтральной страной. Присоединение к любой из сторон, ЕС или РФ - это поражение Беларуси.

Об этом я говорил в ходе дискуссии, проведенной «Belarus security blog-ам».

Неприятной новостью для многих читателей независимых СМИ на прошлой неделе стали данные исследования лаборатории Андрея Вардомацкого о геополитических пристрастиях белорусов: 70% предпочитают РФ, а ЕС поддерживает абсолютное меньшинство за последние 25 лет - 15%.

Даже не весь демократический электорат, который составляет примерно 25%, поддерживает проевропейский направление.

Конец подхода 90-х: «С красными или с белыми?». Белорусский ответ — «Храни свое»

И все же в этом опросе есть большой недочёт. Оно ставит белорусов перед выбором ЕС или Россия, будто третьего не дано. Такой подход является прямым наследием ситуации, когда после развала СССР, единственным центром остался ЕС.

С тех пор прошло 25 лет. Ситуация кардинально изменилась. И дело здесь не только в Украине и беженцах.

Просто белорусы все больше понимают, что с учетом истории, политики, экономики, выбор одной из сторон неизбежно ведет к потерям.

Мы это неоднократно слышали, когда собирали подписи во время «Народного референдума», где как раз есть вопрос о нейтралитете и многие именно из-за оставлял нам свою подпись.

Военный нейтралитет стал главной внешнеполитической позицией нашего кандидата в президенты Татьяны Короткевич и также мы слышали много поддержки от рядовых белорусов.

Наверное, это понимали и авторы нашей Конституции, которые отдельной статьей записали в ней пункт о стремлении к нейтралитету. Что ж, пришло время начать стремиться по-настоящему, то есть формировать политику таким образом, чтобы военный нейтралитет в среднесрочной перспективе стал возможным.

Кто выиграет от военного нейтралитета Беларуси?

Само словосочетание «военный нейтралитет» вряд ли понятно каждому, но вот свои выгоды от такой политики получат многие, как внутри, так и вне страны.

Во-первых, нейтралитет означает увеличение военных расходов.

То есть, лучшее финансирование армии, техническое переоснащение, модернизация военного образования и военной доктрины. Все это поднимет престиж военнослужащего.

Во-вторых, военный нейтралитет позволит привлекать больше финансовых потоков, развиваться банковской сфере, создаст новые условия для баланса интересов экономических игроков.

Более того, за наш военный нейтралитет нам будут платить те, кто в нем будет заинтересован, - Россия, ЕС, США, Китай. Как в свое время заплатили за вывод ядерного оружия.

Также именно такая наша позиция сделает возможным создание различных экономических региональных сообществ и безвизового пространства с ЕС. Все это увеличит поступления в бюджет Беларуси.

В-третьих, военный нейтралитет укрепит Минск как переговорную площадку по сложным вопросам, а их в регионе будет еще много. Это будет прямым вкладом в нашу независимость и безопасность.

Россия нас не отпустит

Самым главным возражением является то, что Россия никогда не «отпустить» Беларусь. Сегодня так и есть, не спорю. Но через 10 лет, что для истории и политики срок не такой уж и большой, это будет возможно, если к этому готовиться. Да и не стоит переоценивать свою значимость.

Что сегодня делает Россия? Создает дублирующие наши промышленные производства и военные объекты на своей территории, располагает в наших пределах военные базы, планомерно усиливает свое сельское хозяйство, уменьшая зависимость от поставок нашего агросектора.

Через 10 лет, когда военные объекты на нашей территории станут окончательно не нужны, ситуация в Украине придет к своему балансу, да и сама Россия существенно изменится вследствие экономического кризиса - решение по военным нейтралитете Беларуси, с сохранением сотрудничества в военно-промышленной сфере, станет возможным.

5 шагов к нейтралитету

Сформировать понимание важности и выгод белорусского военного нейтралитета в Москве, Вашингтоне, Пекине, Брюсселе. Это частично уже происходит в рамках той политики, которую стал проводить белорусский МИД в связи с Украиной. Речь сейчас идет о кулуарных переговорах, конференциях, а также о возвращении в Минск офиса ОБСЕ. В 90-х Минск стал площадкой по переговорам по Нагорному Карабаху, в 2015-м - по Украине. Обе темы будут актуальны еще долго, и к ним добавятся другие. Важно зафиксировать свою политику как нейтральную и мирную по отношению к этим конфликтам. Минск действительно может стать мирной площадкой, ведь дипломатического усиления Беларуси в силу ее размеров, географического пребывания и экономики не будут бояться другие страны. Нужно уже сегодня четко и однозначно заявить, Беларусь не стремится стать членом ЕС, не будет членом НАТО, но и усиливать и развивать на своей территории присутствие войск стран ОДКБ мы не планируем. Отказ от размещения российской базы является хорошим примером.

Наращивать экономическую и энергетическую независимость. Речь идет о выходе на новые рынки, созданию экономических стимулов для развития новой промышленности и секторов в экономике, увеличению доли малого и среднего бизнеса в ВВП. В энергетике, необходимо последовательно увеличивать альтернативные источники, не завязан на Россию и энергосбережение на предприятиях.

Формировать национальное самосознание. Нейтралитет невозможен без осознания обществом ценности своего государства, истории, культуры, независимости, и, что самое главное, важности национального единства. Не на основе продвижения единственно-правильной точки зрения, а на основе общественного диалога. Если каждому гражданину здесь есть место, поэтому он понимает - это его страна.

Создать территориальную оборону. Сегодня в Беларуси она пока носит формально-бутафорский характер. Раздали погоны руководителям областей, пожали руки, и до свидания. Нужно определиться, как будет построена защита в нашей стране и начать этот процесс, включая образование населения, создание запасов продовольствия и амуниции, и так далее.

Развивать региональное сотрудничество. Беларусь должна быть максимально интегрирована в экономическое сотрудничество в своем регионе и на восток, и на запад (Вышеградская группа, Восточное партнерство), и на север и на юг. Именно реальная экономическая многовекторность в регионе позволят нам увеличить количество заинтересованных сторон в нашем военном нейтралитете.

 В 2014-м году Министерство экономики приняло «Стратегию 2030». Документ, который описывает, какой должна быть Беларусь через 15 лет. В самом тексте множество спорного, но именно так нужно планировать будущее страны, опираясь на долгосрочное видение. В этой стратегии немало важных элемента - внешнеполитического и военного. Формирование политики достижения военного нейтралитета может компенсировать этот недостаток.

Приглашаю всех, кто разделяет нашу точку зрения и готовы работать над детальной программой, писать мне лично на мейл [email protected]

Клас
0
Панылы сорам
0
Ха-ха
0
Ого
0
Сумна
0
Абуральна
0