Помните видеоролик Алеся Гизуна и Александра Трипутько «Кипяток — маленький «гейзер» Новогрудской возвышенности», который появился на сайте НН? 

Наверное, в Беларуси существуют и другие источники «восходящего гейзерного» типа. И что мы о них знаем? Но лишь «Кипяток» попал в интернет — и вся Беларусь о нем знает!

Подобный источник «восходящего гейзерного» типа есть и на Свентянской возвышенности, которая, постепенно понижаясь, доходит до самого Глубокого. Он вытекает из-под горы, в урочище Гремяки, в Осиногородском приходе Поставского района, недалеко от деревни Норица. Но от него до Глубокого все же в два раза ближе, чем до Постав. Территория бывшего Дуниловичского района (его центром был г.п. Воропаево) богата на исторические и природные сюрпризы. Впоследствии, правда, этот район растворился в Поставском, Глубокском и Докшицком районах. Это как раз те места, где до 1955 года наводил ужас на советских активистов последний белорусский партизан Евгений Жихарь.

Начало водосвятного молебна у источника в урочище Гремяки.

Начало водосвятного молебна у источника в урочище Гремяки.

Ежегодно у источника Гремяки происходит водосвятный молебен в честь Великомученика и целителя Пантелеймона. Бывает, народу собирается много. По разным проселкам стягиваются сюда группы велосипедистов, в большинстве своем это местные женщины.

Верующие осиногородского прихода зажигают свечи вокруг источника.

Верующие осиногородского прихода зажигают свечи вокруг источника.

Источник Гремяки — издавна культовое место. Однако в годы «воинствующего атеизма» об источнике забыли, его затеряли. Потом долго искали. Нашли в непроходимых зарослях кустарника. Очистили, благоустроили, и уже десяток лет подряд здесь происходит традиционный водосвятный молебен. Служит его настоятель Осиногородской церкви Покрова Пресвятой Богородицы иерей Анатолий Попов.

Батюшка строгий, по его настоянию, женщины все должны быть в юбках и с покрытой головой. Несмотря на платки, девушки осиногородского прихода — красавицы!

Батюшка строгий, по его настоянию, женщины все должны быть в юбках и с покрытой головой. Несмотря на платки, девушки осиногородского прихода — красавицы!

Во время торжества поет хор, священник читает молитву, поминает патриарха, митрополита, епископа, святую Евфросинию Полоцкую и всех святых земли белорусской. Читается молебен о здравии, называют имена тех, кто жаждет выздоровления, звучат пожелания им подняться с постелей в больницах и домах. Освящается чаша с родниковой водой. Ее выливают потом в родниковое озерцо.

Освящение чаши с родниковой водой.

Освящение чаши с родниковой водой.

Освященную воду из чаши выливают в озерцо.

Освященную воду из чаши выливают в озерцо.

После этого присутствующие подходят к иконе Великомученика и целителя Пантелеймона, затем — к отцу Анатолию, целуют крест, которым была освящена родниковая вода, и всех верующих окропляют святой водой.

Подъезжали новые люди, зажигали свечи

Подъезжали новые люди, зажигали свечи

В завершение торжества все, кто пришел, приехал на велосипеде, а то и на джипе, наполняют банки, бидоны или пластиковые бутылки холодной родниковой водой — и домой.

Присутствующие наполняют емкости родниковой водой.

Присутствующие наполняют емкости родниковой водой.

— Дзякуй Богу, вады ўсім хапіла! — шутит одна из женщин.

— Этот колодец — вечный! — отвечают ей в ответ на шутку..

Воды хватит всем! Она хранится долго, не портится!

Воды хватит всем! Она хранится долго, не портится!

Присутствовали и местные католики. Это можно было понять по звучавшим здесь именам. Ванда, например, никак не православное имя.

Вода в родниковом озерце имеет специфический зелено-голубой оттенок, не плавает здесь ни букашки, ни лягушки. Вытекает из него ручей шириной около метра, через 70 метров он впадает в озеро Вешнее. На дне вода «кипит», бурлит, поднимая песчаную взвесь.

Моя коллега Татьяна Смоткина попыталась взять интервью у отца Анатолия!

— Я видел, что вы не целовали креста! — возражает священник.

— Так я же, католичка!

— Все равно надо поцеловать крест!

Пришлось целовать! Да еще священник облил ее водой как «неправоверную»!

— Родник — глубокий! — говорит отец Анатолий. — Специалисты утверждают — до 200 метров глубиной! Купаться нельзя, дна нет!

В давние времена, как утверждает одно предание, — продолжает священник, — подошел к источнику напоить коня сын одного князя… И конь, и княжич в полной амуниции провалились сквозь дно. А когда-то был случай: 16 быков пришли на водопой… Все 16 провалились в бездну источника.

Зимой, в самые лютые морозы, источник никогда не замерзает! Шляются охотники по полям и холмах, а трофеев нет. Идут на это озеро — уток стрелять.

Проводили и специальный анализ химического состава. Вода — вкусная, хорошего качества. Жаль, мой блог, по непонятным причинам, удалили из интернета, а там были многочисленные предания этого края, анализ химического состава воды их источника… Все надо делать теперь заново!

Татьяна Смоткина: «Почему источник называют Гремяки?» Местный житель: «В старину, говорят, так бурлила вода в источнике — гремела! Раскаты далеко были слышны! Поэтому — Гремяки!»

Татьяна Смоткина: «Почему источник называют Гремяки?» Местный житель: «В старину, говорят, так бурлила вода в источнике — гремела! Раскаты далеко были слышны! Поэтому — Гремяки!»

P.S. На зваротным шляху завіталі ў Норыцу, дзе ўсё яшчэ існуе вельмі разлеглы старадаўні парк, але ў вялікім заняпадзе. У парку праглядаюцца контуры абарончых валоў колішняга замка… А над сажалкамі ўзвышаюцца гмахі былога бровара, за Саветамі «перапрафіляванага» на спіртзавод. Збанкрутваў ужо даўно бровар, пустуе…

P.S. На обратном пути заглянули в Норицу, где сохранился старинный, но заброшенный парк. В парке просматриваются контуры оборонительных валов бывшего замка… А над прудами возвышаются громады бывшей винокурни — «бровара», при советской власти «перепрофилированной» в спиртзавод. Но и он обанкротился уже давно, пустует…

Клас
0
Панылы сорам
0
Ха-ха
0
Ого
0
Сумна
0
Абуральна
0

Хочешь поделиться важной информацией анонимно и конфиденциально?