02.09.2016 / 15:57

В Брестской области все еще приносят яблоки на могилы — репортаж Кто знает больше о местных традициях, пишите в комментариях! 27

Критышин, Гневчичи, Башня — это около древнего Янова (с советских времен Иваново).

На кладбище в селе Критышин, которое находится около Янова (Иваново), на праздник Спаса, 19 августа, на могилы приносят яблоки.

Кое-где в песке торчат ложки и вилки.

Можно заметить конфеты, куски каравая.

Яблоко лежит и на первозахоронении 20-летнего Василия Кужалинова.

Юношу сожгли заживо нацисты в 1942. На его очищенной могиле стоит новый, шестиконечный крест — такие здесь начали ставить только с 1990-х. До этого ставили четырехконечные.

На Критышинском кладбище много могил партизан и их семей.

Кроме просоветских партизан, в этих краях действовало и антисоветское подполье.

Фактическая гражданская война в этих местах началась при немцах и продолжалась после их отхода, с 1944 до 1953. Антисоветские партизаны опирались на массовую поддержку состоятельных хозяев. Организованной силой здесь была Украинская повстанческая армия. Но их могил не найти: советские власти не позволяли смотреть за могилами своих противников.

Кладбище Критышин красивее, лучше, чем в соседних Гневчичах.

Критышин. Типичный старый крест в центре кладбища, обвязанный ручником.

Ручник, характерный для Кобрина, Янова и Дрогичина: все цвета вместе.

В Гневчичах деревья почти все чисто порезали — даже там, где могил нет. Кому-то надо было солярку «использовать». А вот бурьяна в старых частях кладбища — не прорваться.

Зато в Гневчичах массово стоят «солнцекресты» — четырехконечные, а между концами еще четыре, будто протуберанцы. Их ставили здесь до 1990-х.

Гневчичы. «Солнцекресты» на кладбище.

Потом, наверное, умерли последние кузнецы-мастера, которые их производили. Да и православная церковь навязывает «правильным» шестиконечный, хотя и не местный.

Еще в середине ХХ века здесь на могилы клали огромные дубовые или сосновые бревна. В разных селах их называли «нарУбы» или «прЫхарамы». (О них была научная статья Свительской).

Я сам видел их в Гневчичах еще в 1983. Это был пережиток старой славянской традиции, возможно, какого-то отдельного племени — они фиксировались только от Жабинки до Турова, от Пружан к северной Волыни.

Сейчас в Гневчичах следов не осталось. Видимо, последние вытащили с кладбища вместе с порезанными деревьями. Эстетическая глухота…

А на кладбище Критышин остается много знаков другой традиции: четырехконечные деревянные кресты под навесом. Вот такие:

Критышин. Четырехконечный крест под навесом.

В маленькой деревне Башня еще осталась старый фахверковый (немецкой системы) дом, к которому в 1943 (дата нанесена) была пристроена клуня.

И обнесенные металлопрофилем усадьбы новых дачников. Зачем отгораживаются наглухо? Чтобы там можно было пить и никто не видел? Другого объяснения в голову не приходит.

Башня. Нуворишам пейзажей не надо.

Критышин, Гневчичи, Башня — это некогда была Пинская земля. Далее была Брестчина.

Как считает ученый Федор Климчук, границу Пинской и Брестской земель Х-ХIII веков до сих пор можно проследить по линии сакання / сякання в разговоре. На востоке Ивановского района «сакали» («пытаюса», «браўса»), на западе — «сякалі» («пытаюся», «браўся»).

От Пины к Муховцу шли волоки на торговых путях. В начале его на Пине, наверное, на месте гостиного двора времен «пути из варяг в греки», было село Радогощь («гость» = купец). Со временем оно трансформировалось в Рагодощь. А сама Пина исчезла — вместо нее прорыли Днепровско-Бугский канал.

Над Днепровско-Бугским каналом курганами насыпан песок с прочистки фарватера. Это делалось до 1990-х.

Сейчас дно, как тут отмечают, «пузарОстало», некуда закинуть удочку. Канал измельчал, в ржавой, рудной воде плавают пескари.

Тяжелое впечатление оставляет старое католическое кладбище возле Башни (на холме у самого леса, как ехать из Башни на Кужеличин). Старый погост почти совсем заброшен, видно только 4-5 крестов. Из католиков до 1939 здесь преимущественно жили колонисты. После 1945 их не осталось. На кладбище перестали хоронить, перестали и смотреть за ним.

Рядом хутор, еще относительно досмотрен.

В Гневчичах пьяные ребята на мопеде приветственно машут нашей неместной машине руками.

В Критышине на центральном променаде мужики пьют водку среди расставленных к Дожинкам украшенных тюков соломы.

В целом деревни оставляют удручающее впечатление: чувствуется, что у людей мало денег и многие пьют.

Старое здание в Гневчичах стоит невостребованное.

Но поля обработанные, дороги нормальные, люди есть. А значит, есть и надежда.

На всей Брестчине к Дожинкам на полях выставили композиции из тюков соломы.

Микола Бугай, фото Павлины Купрись

0
Стах / Ответить
02.09.2016 / 12:16
"НН", яе супрацоўнікі і аўтары дэманструюць сваю неадукаванасць. Іванава з"яўляецца Іванавам, а не Янавам, як вам, палякаватым, хочацца, не з савецкіх ячасоў, а ўжо больш за 200 гадоў. Хоць на карты геаграфічныя паглядзіце, ёлупы. Аўтар. Непаважаны Стах, у мяне там родныя жывуць. І нагадаю вам, што ў канцы ХІХ стагоддзя, пры цару, чыганучную станцыю ўсё яшчэ назвалі Янаў-Палескі. Праўда, "Янаў" -- то быў паланізм, як і "Брэст", "Мінск", "Міоры". А мясцовыя людзі, не палякі, а тутэйшыя, называлі горад "Янова". А паважаным вы станеце, калі забярэце свае невуцкія і зняважлівыя словы назад.
0
Алесь Беларус / Ответить
02.09.2016 / 12:22
Я сёлета, на Спаса, так сама яблыкi сваiм прыносiý. Дый на могiлках людзей было багата, амаль як на радаýнiцу. Усе зь яблыкамi. Клiчаýскi раён
0
Шумахер-3 / Ответить
02.09.2016 / 12:27
Калі пісаць на падобную тэму пра Берасцейшчыну, дык гора-аўтарам варта падбаць пра веданне адрознення ўласна Берасцейшчыны ад Палесся.. У Палессі рытуальна няма Радаўніцы, а затое ёсьць Наўскі... А яблычкі кладуцца як на Спаса, так і на Ўспенне, Першую Прычыстую , Спленне (Сплінне на палескім)....Ды і няварта быць Калумбам, першы раз наведваючы Амерыку, бо сьмешнавата і брыдка, нарэшце... Пішыці ў сваіх сетках, а не для НН... Аўтар. А з чаго вы ўзялі, што мы першы раз наведвааем Берасцейшчыну? Чытайце: я першы раз на могілках у Гнеўчычах быў у 1983 годзе яшчэ, калі вас можа і на свеце не было, Шумахер.
Показать все комментарии/ 27 /
Чтобы оставить комментарий, пожалуйста, активируйте JavaScript в настройках своего браузера