«Я человек интернетный, телевизор почти не смотрю, разве что мультики и передачи про животных-растения с ребенком, плюс последнее время, как появилась дача, — иногда канал «Усадьба» про сады-огороды, — пишет жительница Минска Татьяна Ревяко у себя в фейсбуке. — Вот и вчера переключила на сад-огород.
Первый сюжет: россиянин рассказывает, как на даче формирует пространство, исходя из приоритета «исконно русских» растений и деревьев. Нормально, подумала: у человека такая концепция, интересно, понятно. Но потом он начал рассказывать, что выкорчевал все, привнесенное с Запада, поскольку Россию хотят развалить тем, что насаждают ей растения, которые разрушают исконное русскую природную среду…
Сначала усмехнулась: так и вижу, как по ночам иностранцы-диверсанты вкапывают в русские земли картошку с тюльпанами.
Следующий сюжет: в российской глубинке человек рассказывает и показывает свой участок.
Здесь, говорит, избушка-на-курьих-ножках (и правда — на настоящих ножках, как на картинках), это изба-читальня для внуков, где они читают только наши русские сказки и смотрят только русские мультики. Попытки Запада, говорит, навязать свою вредную идеологию через свои Голливуды и цветные книжки он остро ощущает и делает все возможное, чтобы предотвратить их влияние…
И это же не пропагандистские программы, нацеленные именно на продвижение конкретной идеи, это — уже живое воплощение действия этой пропаганды, когда обычные люди в свои повседневные дела включают элемент борьбы с тлетворным влиянием Запада, воспринимают себя в окружении врагов, с которыми борются всеми доступными средствами — выкорчевывают, строят осадные избушки. Это уже сидит у них в мозгу и не испарится простым выключением телевизора», — делает вывод Татьяна Ревяко.
«То же самое происходит с группами в социальных сетях. Как только какая-то из них становится популярной — ее берут под контроль и продвигают пропаганду. «Популярная механика», Fishki — свежие примеры «ватизации», — добавляет в комментах один из пользователей Фейсбука.