В пятницу 14 октября Белорусский республиканский союз молодежи организовал открытый диалог «Восстанавливаем святыни — создаем будущее».

Повод — подведение итогов благотворительной акции «Восстановление святынь Беларуси», в рамках которой активисты БРСМ участвовали в упорядочении около 780 культовых объектов — это, например, реставрации храмов, помощь в возведении церквей, уборка еврейских и униатских кладбищ.

В рамках встречи для подведения итогов БРСМовцы пригласили к себе на открытый диалог представителей ведущих белорусских конфессий.

Началось все с торжественной закладки в крипту Храма Всех Святых капсул с землей с мест захоронения советских воинов: земли из лагеря «Шталаг-307» и Брестской крепости.

Правда, с началом задержались — руководитель белорусского экзархата РПЦ и Митрополит Минский Павел на 40 минут опоздал на церемонию.

После сакральной части начался, собственно, диалог, в ходе которого выступали представители разных конфессий, а БРСМовцы имели возможность задать им вопросы.

Первым выступал настоятель Храма Всех Святых Федор Повный.

Он сказал, что семейные ценности сегодня нужно восстанавливать, словно те святыни.

Также он обратился к миграционному кризису в Европе.

«Вопрос там сегодня не в количестве арабов, а что их культура поглощает европейскую, — сказал отец Федор. — И мы наблюдаем, как мечетей делается больше — мусульманам нужен их Бог. А европейцы сами отвернулись от храмов: они передают их под культурные центры, под что угодно. Вера становится ненужной, а мусульмане верят или, по крайней мере, ценят традиции. Если они раньше видели, что европейцам покровительствует Христос и боялись ступить на их земли, то сейчас мусульмане думают наоборот — если нет Бога и защитника, то ваша территория свободная, вам все равно, какие храмы здесь станут. Поэтому важно, чтобы у нас были свои святыни: нету святынь — пустота в душе, которую можно заполнить чем угодно. А надо помнить, мы не взялись ниоткуда, у нас есть род, и сегодня мы можем сделать наш народ сильнее — вырасти в нацию».

Далее выступал Павел, сразу сведя речь к теме войны.

«Что на войне делают захватчики, взяв в плен чужого солдата? - спросил он. — Снимают погоны, лишают воинских званий… И что остается? Просто одежда, человек, мужик. И обратите внимание, что происходило в историях разных войн. И что сегодня происходит на Ближнем Востоке».

«Пришли захватчики на палестинскую землю, на Ближний Восток, — продолжал Павел, заставив двух присутствующих раввинов переглянуться. — Они разрушают храмы, монастыри, мечети. Так же начале ХХ века было в СССР — так пытались снять опознавательные знаки. И сегодня, если есть возможность восстановить храмы и монастыри, мы встречаем оппозицию — а зачем? Я скажу — это наши идентификаторы, идентификаторы нации. Без истории и корней люди становятся серой массой. Храмы и монастыри — это не прошлое, а настоящее и будущее. Наше Я, наш облик, это все, чем живут наши люди», — считает патриарший экзарх.

Также он сказал, что жалеет европейский народ, который «отрекся от своей истории».

Далее выступил ксендз-епископ Юрий Кособуцкий.

«Что за дорога, которая не ведет в храм?» — риторически спросил он, цитируя героиню понравившегося фильма, добавляя, что сегодня молодежь иногда объединяют различные зависимости: алкоголь, наркотики, а не что-то более стоящее.

В речи Кособуцкого также нашлось место Западу.

«В душах изменилась система ценностей. Свобода человека — что это? Эвтаназия? Их дом уже стоит на песке, а не на каменном фундаменте», — сказал епископ.

Дальше пошли вопросы — первый от «гомельской молодежи».

«Молодежь начала употреблять слово «модно» — модно быть стильным, иметь свое дело, несколько образований, машину, квартиру. Модно ли быть простым человеком, который ценит христианские традиции и, таким образом, изменить значение слова «модно»?» — поинтересовался парень из БРСМ.

Ему ответил Кособуцкий.

Ксендз-епископ Юрий Кособуцкий и митрополит Павел в крипте Храма Всех Святых.

Ксендз-епископ Юрий Кособуцкий и митрополит Павел в крипте Храма Всех Святых.

«Как в магазине для охоты и рыбалки — ты покупаешь какой-то блестящий манок, от которого рыба беснуется и бросается на него, а потом попадает в суп или на сковороду. Так и человек — увидит приманку, а понимание того, что она не доводит до добра, приходит позже. Идет он в ночной клуб, чтобы посмотреть, как называется коктейль, хочет попробовать каждый, но это делать необязательно — можно не успеть остановиться. Всегда модно быть человеком совести и делать людям добро», — сказал ксендз-епископ.

Следующий вопрос, который интересовал БРСМовцев — где граница между исповеданием и насаждением веры.

«Если идет служба в храме — это исповедание веры. Если кто-то в неурочный час приходит к вам домой и говорит, что я вот вам книжку хочу подарить или пригласить на встречу — это уже навязывание», — разложил все по полочкам патриарший экзарх и затронул вопрос измерения веры.

«Христос говорил, если у вас будет веры на песчинку, то вы будете переставлять горы. А кто из нас здесь переставляет? Я сомневаюсь, что мы все верующие — мы пытаемся что-то, но определить наш уровень веры… Мы только начинаем учиться верить, когда приходим в храм, мы младенцы», — резюмировал он.

Далее выступал гость из Польши — говорил он в течение пяти минут по-польски и без перевода, что впоследствии дало возможность модератору разговора — Андрею Кривошееву с БТ — от себя добавить, что в Европе «зажрались»: мол, материальное благополучие отталкивает людей от веры, бедой поражает душу человека.

Но вскоре вопросительное слово снова получили члены БРСМ — на этот раз из волонтерского отряда Могилевской области.

«Сегодня модные праздники Хэллоуин и День святого Валентина. Уместны они у нас, как влияют на духовность?» — прозвучал вопрос к Павлу.

«Есть в России и Беларуси такие рестораны, как «Макдональдс», — издалека начал Владыка. — А кто-то слышал в них русские народные песни?»

Здесь по столам участников диалога побежал шепот, каким боком к Беларуси русские песни, но митрополит продолжал.

«Тем более, такие песни не звучат в Америке. Их американцы не слушают, а почему? В этом проявляется идентичность — не нужно запускать ракеты, чтобы завоевать народ, достаточно подменить внутреннее содержание, и те люди потеряют свои корни. Почувствуйте глубину духовной экспансии. У нас идет борьба — приносятся новые праздники, новые песни, незнакомая кухня (хотя я очень люблю — вкусно и хорошо), вместе с этой едой нам дают и духовную пищу. Посмотрите на монастыри — когда монахи едят, один стоит и читает жития святых — в них глубочайший смысл! Вместе с обычной пищей они питаются и духовной. А Хэллоуин? Что это такое? Патиссон? Это скрытая форма поклонения дьяволу! Нам дают этот суррогат и происходит духовная агрессия, экспансия, оккупация душ. Делайте выводы сами — нужно нам это или нет», — сказал Павел.

Также он поделился своим пониманием слова «толерантность».

«Нам навязывают новую культуру, новый язык, новые праздники. Мы не только свое можем забыть, но и начать поклоняться дьяволу. Когда нам говорят «будьте толерантными» — здесь два значения — одно медицинское, а одно из старых энциклопедий. Это состояние, когда человек настолько деградирует, что, потеряв духовный иммунитет, не может сопротивляться влиянию других культур и людей», — подытожил Павел.

А в конце встречи Андрей Кривошеев рассказал историю с Площади-2006, где он работал журналистом. Он сказал, что к их группе подошел какой-то человек «с виду ну не скажу что сумасшедший», и начал говорить, что Беларусь — безбожная страна. И тут, мол, как знамение — с неба снег пошел стеной, что невозможно было снимать, и этот человек отошел и больше не подходил.

А итоговое слово сказал Леонид Гуляко — уполномоченный по делам религий и национальностей.

Он сказал, что в Беларуси сегодня трудно представить конфликт на религиозной почве и даже не стоит вопрос, верующий человек или нет.

Клас
0
Панылы сорам
0
Ха-ха
0
Ого
0
Сумна
0
Абуральна
0

Хочешь поделиться важной информацией анонимно и конфиденциально?