Каждый год в конце октября не только в Беларуси, но и во всей Восточной Европе начинаются дискуссии относительно Хэллоуина — зачем фестиваль ужасов, совместим ли он с местной национальной культурой и христианской верой.

Противники отмечают языческие и даже сатанистские корни фестиваля, говорят о повышенном уровне преступности, о вреде переодевания чертями для душ и сознания подростков, о слепом копировании артефакта западной коммерциализированной поп-культуры.

Ирландский Хэллоуин, XIX в. Здесь и ниже изображения — wikimedia.org

Ирландский Хэллоуин, XIX в. Здесь и ниже изображения — wikimedia.org

Однако мне кажется, что если подробно рассматривать такие аргументы, то действенных из них останется не так много. С одной стороны, действительно, Хэллоуин перешел в глобальную культуру от ирландцев, шотландцев и англичан. Как и по всей Европе, здесь были христианизированы старые языческие обычаи — миссионеры старались не искоренять их огнем и мечом, а, скорее, придать им другой смысл.

Языческие обычаи проходили своеобразный процесс очищения — священники и монахи искали то хорошее и чистое, что следует перенять и освятить, и избавлялись темных и иногда кровавых элементов, которые были несовместимы с Христовой верой. Таким образом, например, мы сейчас имеем в белорусской культуре те самые Дзяды или Коляды — праздники с языческими корнями, которые стали христианскими.

В мире, где сейчас доминирует англосаксонская культура в ее современном варианте, Хеллоуин — либо канун Дня всех святых — потерял для подавляющего большинства всякий религиозный смысл. Действительно, есть неоязычники и сатанисты, которые пытаются придать фестивалю свое значение, но почему христиане или просто умные неверующие должны соглашаться с таким извращением смысла праздника? По сути, что Хэллоуин в XIX-XX веках среди ирландцев-католиков, что Самайн у кельтов-язычников — это карнавал, который напоминает о существовании другого, духовного мира, день, когда духи и тени предков посещают потомков (сравните с нашими Дзядами).

Также это очень похоже на знаменитые европейские карнавалы (которые также имеют языческие корни). Разгульный и веселый фестиваль перед началом спокойного и рассудительного Дня всех святых — определенный аналог Жирного вторника или Масленицы. Данс макабр, танец мертвых, который стал самой яркой чертой фестиваля — это часть и христианской средневековой символьной культуры. Memento mori — помни о смерти этого тела и своей судьбе после смерти. Даже в праздник.

Напомним, что даже маски и фонари из тыквы — это напоминание про ирландскую христианскую сказку, в которой герой обманывает сатану, но его грехи не дают ему попасть и в рай, поэтому он ходит с фонарем по миру и не может найти себе приюта.

Заметим, что даже Святая Инквизиция не боролась ни с Хеллоуином, ни с этими фестивалями.

Маска из тыквы в Ирландском музее народной культуры.

Маска из тыквы в Ирландском музее народной культуры.

«Если английские или американские дети хотят одеваться в духов и ведьм раз в год, это не проблема. Если это просто игра, здесь нет вреда», — отмечал уже в наши времена католический священник-экзорцист в Риме о. Габриэль Аморт.

В Северной Америке и Ирландии Хеллоуин отмечают даже в католических приходских школах. Упорная (и мне кажется, ошибочная) борьба с Хеллоуином только отталкивает от христиан людей, которые просто веселятся. Таким образом делается та ошибка, которую в первые века христианства миссионеры сумели не сделать. Действительно, в нашей культуре и социуме хватает других, реальных проблем.

Гораздо эффективнее и полезнее рассказывать про корни обычая, который теперь уже стал почти полностью коммерциализированным и светским, придавать празднику более глубокий, в том числе христианский, смысл. Воевать с маскарадом… Зачем?

Клас
0
Панылы сорам
0
Ха-ха
0
Ого
0
Сумна
0
Абуральна
0

Хочешь поделиться важной информацией анонимно и конфиденциально?