Украинская сторона до сих пор никак не отреагировала на ноту протеста, которую белорусский МИД вручил временному поверенному в делах соседней страны после инцидента с самолетом «Белавиа», произошедшего 21 октября. Как и обещали в МИД Беларуси, в случае длительного молчания будет опубликована расшифровка переговоров рейса «Белавиа» с украинским диспечером. Текст расшифровки появился на БелТА.
Фото: Дмитрий Брушко, TUT.BY
Самолет «Белавиа» взлетел с аэродрома «Жуляны» 21 октября в 15.25. Бортпроводник на трех языках (белорусском, русском и английском) сделала стандартное объявление: «Уважаемые пассажиры! Через несколько минут вам будут предложены горячие и прохладительные напитки, а также легкая закуска. Пожалуйста, приведите спинки кресел в вертикальное положение. Подготовьте столики. Спасибо за внимание».
Почти одновременно пилот услышал голос с земли. Говорил диспетчер УВД «Киев-Радар», обеспечивающий полет.
Диспечтер: — Белавиа-840, Киев-Радар.
Пилот: — Слухаю.
Диспетчер: — Белавиа-840, поступило указание: вам надо, необходимо вернуться на аэродром вылета «Жуляны». За невыполнение будет поднята боевая авиация на перехват.
Пилот: — А что случилось такое?
Диспетчер: — В эфир не могу передать. По прибытии все узнаете.
Пилот: — Не понял, это кто вам передал?
Не получив ответа, пилот дублирует вопрос: — Белавиа-840, это кто информацию передал?
Диспетчер: — Белавиа-840 — «Украэроцентр».
Пилот: — А причина какая?
Диспетчер: — Я получил указание вернуть вас на аэродром вылета.
Пилот: — «Жуляны», да?
Диспетчер: — Так точно, «Жуляны».
Пилот: — Хорошо. Разворачиваемся.
Далее в расшифровке приводятся разговоры экипажа внутри машины, пилоты высказывают предположения о причинах ЧП — от опасной закладки в багаже и до конфликта между военными.
Вновь диспетчер: — Белавиа-840, Киев-Радар.
Пилот: — Да.
Диспетчер: — Белавиа-840, говорит руководитель полетов. Информация о вашем возврате на аэродром «Жуляны» поступила от военного руководства. Доклад более детальный вам скажут после посадки.
Пилот: — Понятно. Возвращаемся.
Далее в расшифровке приводятся разговоры экипажа в кабине самолета.
— Че за ерунда!
— Бред какой-то!
— «Белавиа-840». Еще раз уточните причину. Здесь какая-то ошибка, непонятно вообще по какой причине.
— Belavia eight four zero, turn left, height is one eight zero… follows in Zhuliany runway zero eight.
АТС (аэронавигационная информация и управление):
— Heading one eight zero for left zero eight Belavia s seven eight four zero.
Пилот:
— Пипец, блин!
АТС:
— Belavia eight four zero descent for at level one one zero.
Пилот:
— Descent for one one zero eight four zero.
— Check.
Переговоры внутри кабины продолжаются.
— Б…, не успели уйти, а! Первый раз такая ерунда!
— Бред какой-то вообще, блин!
— Собственно, могли бы уже уйти… неразборчиво… авиация мы уже «лазду» проходим.
Пилот снова пытается уточнить у диспетчера, в чем причина.
Пилот:
— Belavia eight four zero. Еще раз уточните, что за причина, непонятно вообще.
Диспетчер:
— Belavia eight four zero, уточняем, сейчас… неразборчиво.
Пилот:
— Здесь какая-то ошибка, мы уже на два зет, собственно мы над Беларусью.
Пилоты снова обсуждают между собой ситуацию (переговоры внутри кабины).
— Сейчас запутаем самолет. Подожди, пока не ставь.
— Блин, мы бы ушли уже, блин. Если бы мы знали, конечно. Не, ну пересекли уже всю, они уже… неразборчиво… мы недоступны.
— Какая-то ерунда, блин!
— Какой курс сказал? 180, да?
— Может, между вояками какая-то там пертурбация, может, что-то еще, блин.
— Или кто-то, какой-то пассажир у нас там, какой-нибудь, скорее всего, блин, ну, скорее всего, из-за пассажира или что-то в багаже.
Наиболее вероятно, затем происходят переговоры со старшим бортпроводником:
— Ну, пока сами ничего не знаем.
— Да не знаю.
АТС:
— Belavia eight four zero do you need hold pattern for descent?
Пилоты:
— А (продолжительное), причину уточнили? Белавиа восемь четыре ноль.
— Поставь Киев.
Диспетчер снова выходит на связь:
— «Белавиа-840», Киев-Радар.
Пилот:
— Да.
Диспетчер:
— «Белавиа-840», говорит руководитель полетов. Информация о вашем возврате на аэродром Жуляны ПОСТУПИЛА ОТ ВОЕННОГО РУКОВОДСТВА. Доклад более детальный вам скажут после посадки.
Пилот:
— Понятно, возвращаемся.
Диспетчер:
— «Белавиа-840», меня интересует информация о количестве пассажиров и расчетное время посадки.
Пилот:
— Сейчас мы все уточним.
Переговоры внутри кабины:
— Выпускай интерцепторы. Аккуратно, потихонечку.
— Ну заходи.
Наиболее вероятно, переговоры со старшим бортпроводником.
— Возвращаемся в Жуляны. Ну не знаю, сказали возвратиться.
— По техническим причинам, я сейчас скажу попозже.
— Сколько у нас пассажиров?
— Пассажиров 136, рассчитан примерно полсотни восемь минут.
Диспетчер:
— «Белавиа-840», принял. Спасибо. Снижайтесь. Высота шесть тысяч футов. Эшелон перехода сто десятый QNH один ноль два девять.
Пилот:
— Шесть тысяч, один ноль два девять, снижаемся. Девять… восемь четыре ноль, на курсе сто восемьдесят.-
Напомним, самолет «Боинг 737-800» (бортовой номер EW-456PA) авиакомпании «Белавиа», выполнявший рейс В2-840 по маршруту «Жуляны» (Киев) — Минск, 21 октября 2016 года был возвращен в аэропорт вылета по требованию Службы безопасности Украины. Экипажу было заявлено, что в случае невыполнения команды в воздух будут подняты истребители. После посадки правоохранительные органы Украины сняли с рейса пассажира, гражданина Армении. После его отпустили, и он улетел в Беларусь следующим рейсом.
МИД Беларуси в связи с инцидентом заявил протест и вручил ноту Украине в связи с принудительной посадкой в Киеве белорусского лайнера. В СБУ категорически опровергали информацию о том, что рейс «Белавиа» вернули в Киев, угрожая поднять истребители.
После того как представители белорусского авиаперевозчика пообещали обнародовать переговоры диспетчера «Украэроруха» с экипажем самолета, риторика ведомства изменилась.