19.01.2017 / 17:15

Самый высокий, старый, загадочный… Пять самых интересных православных храмов Минска 6

В многовековой истории Минска случались периоды, когда город был почти полностью православным, и когда здесь действовала только одна православная церковь, и когда вообще всякая религия была запрещена. Попробуем разобраться, какие из исконно православных храмов чем интересны. Намеренно не будем касаться кафедрального собора Святого Духа, ведь возводился он все же как костел монастыря бернардинок.

Самый первый

Остатки древнейшего минского храма спрятаны на территории бывшего замчища, что в самом начале проспекта Победителей. Археологи считают: этот храм строили в конце ХІ века (то есть буквально через несколько десятков лет после разделения христианской церкви на католицизм и православие), и церковь не имела аналогов в древнерусском монументальном зодчестве, ибо соединяла черты византийской и западнороманской архитектуры. Храм должен был стать трехапсидным сооружением, в плане 16 на 12 метров, но его до полутора метра толщиной каменные стены успели возвести только приблизительно до метровой высоты.

В ХІІІ веке недостроенный по неизвестным причинам (некоторые говорят, из-за землетрясения) храм превратили в христианский некрополь — археологи обнаружили в его руинах 21 захоронение богатых горожан в саркофагах из еловых досок. Вскоре над каменным фундаментом прошла деревянная мостовая. Ни разу не упомянутая ни в летописях, ни в старинных актах, церковь была обнаружена только через семь веков, во время раскопок в 1949 году. Потом ее фундаменты законсервировали на полутораметровой глубине под небольшим холмом между Свислочью и Домом физкультурника, а неподалеку на поверхности выложили символический макет и установили памятный знак.

Кстати, а знаете ли вы, где скрыты фундаменты второго по древности минского храма — церкви Рождества Богородицы? Предположительно, под трассой проспекта Победителей, в том месте, где он переходит в путепровод над Немигой. Как раз с этого моста хорошо видна Петро-Павловская церковь —

Самый старый из сохранившихся

Храм построили в 1611—1613 гг. на месте, дарованном княжной Авдотьей Друцкой-Горской — вдовой королевского маршалка (как сейчас сказали бы, главы Администрации и начальника службы безопасности монарха). Церковная архитектура, объединив в себе черты барокко и ренессанса, имела ярко выраженный оборонный характер: трехметровой толщины стены, высоко расположенные окна-бойницы, башни замкового типа (их две, но еще две, как в Сынковичах, должны были появиться с задней стороны — их фундаменты обнаружили при раскопках) свидетельствуют о том, что храм изначально исполнял не только духовные функции, но и служил форпостом на подступах к замку.

В ХVII веке Петро-Павловская церковь была единственным православным храмом в католическо-униатском Минске. После присоединения Минщины к Российской Империи в 1795-м собор приобрел статус кафедрального, но в этой роли он пробыл недолго — всего четыре года. Тогда же его отреставрировали на средства, пожертвованные русской царицей Екатериной II, которая, помимо прочего, преподнесла церкви щедрые подарки: три серебряных подсвечника и почему-то часть своего личного гардероба!

В 1933 году старинный храм был разграблен и закрыт; советские власти сделали в нем склад для хранения селедки. После Великой Отечественной бывшую церковь временно приспособили под жилье, а потом в ней получил прописку архив. Только 7 декабря 1991 года в Свято-Петро-Павловском соборе прошла первая за долгие годы литургия — произошло это за день до подписания известных Беловежских соглашений, что поставили жирную точку в истории атеистической империи.

Самый легендарный

В ХІІІ (по другим сведениям — в ХIV) веке на крутом склоне Троицкой горы, над Свислочью, был основан Спасо-Вознесенский православный мужской монастырь, который считался одним из богатейших в Великом Княжестве Литовском: ему принадлежали многие земли, в библиотеке хранилось множество печатных и рукописных книг, при нем действовали школа и приют. Когда в конце ХV века монастырь сильно пострадал от пожара, на помощь ему пришла жена великого князя Александра — Елена, передав монахам имение Тростенец близ Минска. Именно в церкви Вознесения Господня при монастыре, вероятнее всего, молился летом 1514-го великий гетман Константин Острожский — перед тем как его войско двинулось в сторону Орши, чтобы дать отпор московитам.

Дважды на протяжении ХVI века игумены минского монастыря, Иона и Михаил, были рукоположены в митрополиты Киевские (Литовско-Новогрудские), а еще один, Вассиан, стал архимандритом Киево-Печерской лавры. Некоторое время в Вознесенским монастыре служил Михаил Рогоза — священник, под чьим председательством в 1596 году церковный собор объявил Брестскую унию. В том же году он был лишен православного сана, однако остался митрополитом в униатской церкви. Тогда минский Спасо-Вознесенский монастырь вместе со своим игуменом перешел в унию.

К сожалению, церковь Вознесения (которую минчане чаще называли «Белой», а улица, что проходила рядом, называлась Белоцерковной) не сохранилось. Но монастырское здание сохранилось — сегодня это один из корпусов Министерства обороны Беларуси.

Самый скрытый

В 1799 году для недавно образовавшейся Минской православной епархии был выкуплен участок в районе современного Александровского сквера. Здесь на протяжении XIX века появился целый ансамбль Архиерейского двора, при котором сначала действовала наполовину деревянная Успенская церковь, а с 1885 года — на месте разобранной предшественницы — каменная церковь Покрова Пресвятой Богородицы, выполненная в ретроспективно-русском стиле.

После революции здания бывшего Архиерейского подворья на некоторое время заняли советские правительственные учреждения, поэтому Свято-Покровскую церковь закрыли, сняли с нее купола. Вскоре храм буквально вмуровали в здание Дома Красной Армии (ДКА), спроектированное знаменитым Иосифом Лангбардом так, чтобы церковные стены и фундаменты сохранились. Прежде всего, это значительно ускорило строительство. Закладка первого камня ДКА состоялась в феврале 1934 года, а уже в ноябре 1936-го на ступеньках своего архитектурного произведения Лангбард принимал в благодарность за работу патефон из рук командарма Тимошенко.

Во время гитлеровской оккупации в левом крыле ДКА (именно том, которое выросло над Покровской церковью) немцы устроили публичный дом и солдатский кинотеатр. А в 1946-м здесь состоялся судебный процесс над нацистами, вершившими в Минске свои злодеяния… К сожалению, сегодня мало кто даже из коренных жителей столицы догадывается, что, входя в Дом офицеров, мы в определенном смысле попадаем в храм.

Самый высокий

В начале ХХІ века на восточной окраине Минска выросла гигантская церковь, освященная в честь Всех Святых. Она на 14 метров выше, чем московский собор Василия Блаженного, на 5 метров — чем собор Парижской Богоматери и даже на 40 сантиметров — чем находящаяся неподалеку Национальная библиотеку Беларуси. Высота минского храма вместе с крестом — 74 метра, и сегодня это самый высокий храм в нашей стране.

В крипте Всехсвятской церкви захоронены останки трех неизвестных солдат, которые погибли во время Первой и Второй мировых войн, а также в войне 1812 года (хотя это довольно спорный момент, ведь белорусы тогда воевали на обеих сторонах). А в декабре 2016-го в храме-памятнике заложили капсулу с землей, взятой с могилы поэта Максима Богдановича на ялтинском кладбище. Хотелось бы, чтобы это был лишь первый шаг по созданию национального мемориала или пантеона великих белорусов, похороненных за пределами родины.

8
бо беларусы тады ваявалi на абодвух баках / Ответить
19.01.2017 / 17:13
Глупства. Гэта толькі, калі не зьвяртаць увагу на тое, што на бок Напаліёна станавіліся дабраахвотна, а ў расейскае войска гналі прымусам.Вось жа хочам заўсёдна дагадзіць браткам, нават відавочныя факты, а крыху падточым з выглядам аб'ектыўнасьці. Калі ўжо беларусы сябе паважаць пачнуць. І адукаваныя бы пішуць.
0
Васіль / Ответить
19.01.2017 / 17:51
Шаноўныя "нашаніваўцы" - не СынкАвічы, а СынкОвічы!
5
Ян Аскерка / Ответить
19.01.2017 / 18:24
бо беларусы тады ваявалi на абодвух баках , вы несколько перегибаете. Наша нива написала очень аккуратно и грамотно - с обоих сторон были наши предки. Ситуация как и сегодня, так и 200 лет назад. Если бы наши предки были бы только с одной стороны, сегодня мы бы с вами жили бы в другом государстве, с другой столицей и общались бы с вами на одном языке, и я бы не писал вам ответ, к своему стыду, на фино-угорско-славянском диалекте великого монгольского языка
Показать все комментарии/ 6 /
Чтобы оставить комментарий, пожалуйста, активируйте JavaScript в настройках своего браузера