По поводу приглашения Виктора Мартиновича в Цюрих издание «Neue Züricher Zeitung» («Новая Цюрихского газета») опубликовала статью «Искусство — всегда крик о помощи», в котором знакомит читателей с творческой биографией писателя и ее общественным контекстом Беларуси.
В Швейцарии белорусский писатель получил стипендию «Писатель в резиденции» (Writer in Residence), которая выделяется совместно Литратурным домом Цюриха и фондом PWG при поддержке кантона Цюрих. Ее выделяют дважды в год с целью поддержку писателей, создания для них необходимых условий для работы, развития связей литературов с общественностью, а также между литераторами.
Как сообщает газета, в Цюрихе Мартинович будет работать над своим шестым романом на тему «воли к власти». Например, в нем, как сообщил писатель, будет «ироничная версия Ходорковского». Над романом белорусский автор работает с 2009 года, он рассказал швейцарскому изданию, что ежегодно переписывал роман и менял его приблизительно на треть.
В остальном же статья — рассказ самого Мартиновича о его романах, о белорусском контексте, об специфике белорусской и русской культурных ситуаций и т. д. Следует иметь в виду, что все нижеизложенное — пересказанные журналистом мысли и мнения самого писателя.
В публикации идет речь о предыдущих романах писателя, в частности об изданной в Москве «Паранойе» и последнем романе «Озеро радости». Много внимания уделяется «транскультурному» в творчестве Мартиновича — писателя, чей родной язык русский, пишущего романы как по-русски, так и по-белорусски. Это приводит к тому, что писатель оказывается «инородным телом» в обеих культурах. В Беларуси его критикуют за недостаточный вклад в белорусскую литературу (здесь проводится параллель с Алексиевич), не стал он своим и в России. Хотя при издании первого романа издательство представляло его как русского — чтобы усилить его перспективы на рынке.
Особое внимание уделено белорусской диктатуре. Говорится, что дебютный роман «исчез с книжных полок в Минске». Однако сегодня писателей в Беларуси больше не расстреливают — применяются «черные списки», жертвой которых видит себя и Мартинович. Но эта ситуация постепенно изменяется: «Озеро радости» попало в книжные магазины, но черная метка с Мартиновича пока еще не снята в контексте государственного телевидения.
Кратко представлена в статье книга Мартиновича о Шагале, которая в 2015 году вышла в издательстве ЕГУ и совсем недавно — в престижном московском «НЛО». В связи с биографией Шагала Мартинович высказывается в таком духе, «что успех и слава вредят искусству. Творчество — всегда крик о помощи».
В конце статьи Мартиновича делится соображениями о своем творчестве. Его он характеризует как «постпостмодернистское», а стилистическое направление — как мистический реализм. Особенно он подчеркивает наличие в его романах «загадок, которые сложно разгадать» (как «пасхальные яйца» в компьютерных играх).
25 февраля Мартинович выступит с авторскими чтениями в Цюрихском литературном доме.