Недавно польские власти объявили о реформе школьного образования.

Сейчас польские дети идут в школу в 6-7 лет по выбору родителей.

Ближайшая к месту жительства ребенка школа обязана принять ребенка по заявлению родителей, но, если есть желание, то ребенок может учиться и в другой школе.

Первые 3 года дети занимаются с одним учителем по всем предметам, кроме иностранного языка, музыки, информатики, физкультуры и некоторых других предметов.

Английский как иностранный обязателен для изучения, к нему могут добавляться другие — немецкий, русский, китайский, французский и т. д. Первый этап обучения — начальная школа — занимал 6 лет.

В Польше дети обязаны учиться до 18 лет. После начальной школы дети по результатам экзаменов + по результатам по отдельным предметам идут в лицеи, где происходит специализация по направлениям. Кто не может или не хочет идти в лицей, имеет альтернативу — техникум.

Во всех школах страны количество часов по разным предметам одинаково. Решает это Министерство образования. Но есть еще директорские часы. Это значит, что директор решает, на какой предмет дать дополнительные часы. Утверждает это педсовет и совет родителей.

Нынешняя реформа оставляет все эти опции, но предусматривает отказ от набора в гимназии, продлевает обучение в базовой школе до 8 лет и продлевает обучение в лицеях до 4 лет.

Что касается количества часов, отведенных на изучение тех или иных предметов, то, например, математике и физкультуре с 4-го по 8-й классы отдается по 4 часа в неделю, информатике — по 1 часу в неделю, физику будут изучать по 2 часа в неделю в 7 и 8 классе, первый иностранный язык — по 3 часа в неделю до 8 класса, притом что с 7-го класса может добавиться по 2 часа на изучение второго иностранного языка и т. д.

Предложенная правительством реформа вызвала в Польше недовольство многих родителей и многотысячные протесты учителей.

Что же настораживает польскую общественность в предлагаемых правительством изменениях в образовании? Помочь разобраться в этом «Наша Нива» попросила белорусов, живущих в Польше.

Алина Вовранюк, учительница белорусского языка в школе №4 Белостока и автор учебника по русскому языку для начинающих, свое резко отрицательное отношение к реформе объясняет так:

«Главное, эту реформу делают и вводят слишком быстро.

Она не продуманная, ее проводят без консультации со специалистами, профессионалами, практически без предварительной подготовки. Люди, ответственные за создание базовой программы (podstawa programowa), делали ее быстро, не успев обдумать, не все из них компетентны для такой работы. Пока суть реформы — возврат к прежнему: базовая восьмилетка и средние четырехлетние школы. Мне лично это не нравится. Так подготовленная реформа ничего не улучшит, я уверена. Много учителей потеряет работу. Маленькие дети будут вместе с большими учиться до вечера в переполненных школах. На мою работу она, думаю, не повлияет. Хотя не знаю еще, будет ли в нашей школе в сентябре седьмой класс, а через год и восьмой. Нет пока решений. Не знаю, сколько уроков белорусского языка будет в каждом из классов. Быстро, непродуманно, лишь бы как, чтобы только по-другому. Я против таких изменений».

Касательно того, как изменится преподавание белорусского языка, как языка национального меньшинства, то конкретики пока нет, говорит Алина: «До сих пор было так: в начальной школе, то есть в 1—6 классах, он преподавался по 3 часа в неделю в каждом классе, а в 5 классе — четыре часа. В 6 классе дополнительно минимум 30 часов в учебном году отводилось на «Историю и культуру Беларуси». В гимназии, в 1—3 классах, было по 3 часа в неделю белорусского языка, во 2-м классе — 4 часа, и то же самое в лицее по 3 часа, а во 2 классе — 4 часа. Как будет с сентября, пока неизвестно, еще не решено. Ждем информацию».

Белорусская писательница Светлана Курс живет в Варшаве. Будучи мамой школьника, она хорошо разбирается в нюансах среднего образования и также относится к реформе с настороженностью: «Польское образование в целом основательное, основанное на классической базе — изучаются история цивилизаций, религий, мифология народов мира, география политическая и экономическая, общественные науки, различные виды искусств — театр, музыка, изобразительные, абстрактные искусства. Уровень преподавания точных и естественных наук высокий. Как и оснащенность школ.

Из минусов назову высокую защищенность учителя благодаря т.н. «Карте учителя». Неудавшегося педагога бывает трудно отстранить от дела. Зато учителей не используют в идеологическом смысле.

Никакой индоктринации, никто их не вынуждает легитимизировать псевдовыборы и промывать ученикам мозги. В лучших варшавских школах преподают люди, которые по подготовке и масштабу личности вполне сравнимы с профессорами университетов.

Реформа вызвала мою настороженность, я ее не одобряю по следующим причинам:

1. Гимназию планируют соединить с начальной школой. Это означает, что карапузы-шестилетки и подростки до 13-14 лет будут в одном пространстве. Это открывает дорогу патологизации одних и инфантилизации других. 2. Реформы такого рода не делаются за год. Минимум пять лет переходного периода необходимы — организационные вопросы, учебники, учительские судьбы, сами понимаете. 3. Наиболее бедные единицы местного самоуправления, которые едва удерживают школы, теперь понесут огромные потери, качество образования упадет, появится много безработных. 4. В гимназиях дети уже имели специализацию, было видно, кого к чему тянет, им делили классы и направления по «предиспозиции». Что теперь? 5. Реформа плоха для способных учеников из плохих районов: раньше они могли смыться в хорошую гимназию и получить другой жизненный бэкграунд и старт. Сейчас — нет. Также и те, кого в родной школе травили и мучили. Мой сын проскочил через реформу — он уже в лицее. Однако мне жаль других родителей: тех, чьи дети попали в неподготовленный водоворот реформ».

Более терпимо к предполагаемым изменениям относится белоруска Наталья Русецкая, которая преподает литературоведение в Люблинском университете и является матерью двух школьников: «В целом я «за» реформы, но посмотрим, как они будут проводиться. Мои дети занимаются еще по старой системе, которая много в чем мне не нравилась: за 12 лет дети меняют 4 школы, теряют время на адаптацию и пишут много тестов. 3 года лишних штаны протирают. Но проблема школьного образования (не только в Польше) гораздо глубже, чем затрагивает данная реформа».

Клас
0
Панылы сорам
0
Ха-ха
0
Ого
0
Сумна
0
Абуральна
0

Хочешь поделиться важной информацией анонимно и конфиденциально?