Александру Цехановскому 30 лет, он живет в Москве, работает менеджером. В декабре он создал на сайте change.org петицию к президенту России Владимиру Путину с просьбой признать проживающую в Тверской области этнографическую группу тудовлян белорусами.

Александр Цехановский рассказал «НН» о том, как он пришел к восприятию себя белорусом, а также о проблемах региона.

«В деревне Холмец Оленинского района Тверской области родилась моя мама, все детство я проводил каждое лето и зиму в этих краях. С тех пор хорошо помнится, как моя бабушка рассказывала мне историю о нашем крае, о его прошлом, в ее разговоре часто звучали белорусские слова, хотя тогда я не воспринимал их как нечто необычное. Она говорила такие слова, как «мяне, таперь, на хрясбінах, сястрыцы, насіць, цяпло, дзяўчынкі, крыху, даляко, дарога ў лесе, бяруць, прынясу, яму, вады, вяроўка, жалавання» и другие. Она всегда любила готовить кисель, это одно из наших традиционных блюд. И в моем языке тогда белорусизмы были заметны другим», — говорит Александр.

Спустя некоторое время пришло понимание, что жители западной части Тверской области являются белорусами.

«Всю жизнь я увлекался историей, особенно меня привлекала история Великого Княжества Литовского, Смутного времени, Речи Посполитой, потому что я ощущал некую связь с этим, но самого понимания тогда, кто мы, еще не было. В современной российской истории нет даже упоминаний о том, что тудовляне — это по сути белорусы. В учебниках этого нигде не писали, ни в энциклопедиях, а интернет не был настолько доступен в те времена», — продолжает рассказывать Александр.

Он взялся за эту тему, поскольку видит упадок края. «Не видно развития, работы нет, люди уезжают на заработки в крупные города. Несмотря на прошлое и нашу историю, все это будто забывается кем-то. Если бы народу объясняли о его происхождении, думаю многие просто удивились бы, ведь начиная с советских времен, людям говорили, что они русские и ничем не отличаются от остальных».

Переломным в истории Александра Цехановского была встреча с книгой о тудовлянах. «Когда я стал детально изучать эту тему, нашел в интернете книгу Ю. Смирнова «В стране тудовлян». Прочитал за вечер, но со многим был резко не согласен. Книга преподнесла нашу историю таким образом, что в ней не осталось реального происхождения тудовлян, а лишь предположения, которые запутывают читателя. Белорусское происхождение в ней отвергается и не считается доказанным, несмотря на исследования ученых-историков и этнографические экспедиции. Это послужило одной из причин. Я решил просветить людей и открыть им правду, поскольку она не освещается должным образом».

Одним из таких шагов было создание уже упомянутой петиции. «Я понимал, конечно, вряд ли она будет иметь успех, но то, что люди обратили на это внимание уже победа, поскольку для меня было особенно важно, чтобы люди не забыли кто они есть», — рассказывает автор петиции.

В интернете Александру Цехановскому под силу поддерживать переписку на белорусском языке, а в устной общении — сложнее. «Белорусский язык я изучаю самостоятельно, в России нет, к сожалению, курсов белорусского. Приходится изучать его с помощью словаря, по фильмам, а также с помощью переписки. Разговорной практики у нас здесь почти нет, хотя многие слова для нас, тудовлян, привычны и знакомы с детства».

Рассчитывают ли тудовляне на помощь со стороны белорусского государства? «Насчет Беларуси, мы хотели бы, конечно, получить поддержку, для нас это очень важно. Движение сейчас растет, единомышленники живут и в самом Оленинском районе, и в Тверской области, а также в других городах России и Беларуси».

Клас
1
Панылы сорам
0
Ха-ха
0
Ого
0
Сумна
0
Абуральна
0

Хочешь поделиться важной информацией анонимно и конфиденциально?