Сначала, про историков, краеведов и древние храмы.

Как-то собирала я материалы об историках Гродненщины. В этом мне помогал Леонид Лавреш. Надо было слышать, с каким вдохновением исследователя и уверенностью ученого он заявил: «Я открыл имя нового краеведа Лидчины. Это — Лев Савицкий». Это было похоже на то, как маститый ученый, сделав сенсационное открытие, восклицает: «Эврика!».

Вскоре про Льва Савицкого — маломожейковского священника, дожившего до 90 лет, из которых 63 (с 1863 по 1926 гг.) посвятил своей церкви, — довелось услышать на одной из научных конференций. Это действительно было вновь открытое имя в истории нашего края. Мурованковский (Маломожейковский) храм-крепость, о котором из книги в книгу кочевала одна и та же информация, начинал приобретать новые научные очертания.

В 2013 году поступило приглашение принять участие в проходившей в Польше международной научной конференции «Из истории Супрасльского монастыря в XVI—ХХ вв.». Сначала я недоумевала, что могут в течение двух дней говорить два десятка исследователей из разных стран об одном единственном монастыре, пусть и с пятисотлетней историей? На конференции стало ясно, что основательное научное осмысление феномена Супрасля еще только начинается.

Но Супрасльскую церковь и монастырь раскручивает в научном смысле целая группа исследователей из ряда стран. А здесь лидский краевед Леонид Лавреш в одиночку берется писать книгу (не статью!) о сестре Супрасля — Маломожейковском храме-крепости с пятисотлетней историей. Казалось, где он столько информации найдет? Не каждый опытный историк рискнул бы на такое.

И вот мы имеем результат этой скрупулезной, непростой, ответственной и необходимой нашему краю работы. Фактически, Леонид Лавреш показал пример и, в определенной мере, образец научного микроисторического исследования на материале одной церкви. Как строитель кирпичик к кирпичику возводит здание, так и исследователь фактик к факту возводит историю одной из самых известных святынь Беларуси. Эти факты, которые годами собирались им из архивных и опубликованных источников (в том числе из архивов Беларуси, Литвы, России), из литературы, выстроенные в логически-хронологической последовательности, наряду с авторской аналитикой, аргументацией, наблюдениями и выводами дали уникальную в своем роде работу.

Страница за страницей мы листаем книгу истории Маломожейковской церкви продолжительностью в 500 лет. Мы знакомимся с событиями и людьми: владельцами Можейкова, «калятарами» церкви (благодетелями и самодурами), смноголисленными претендентами на сам храм и его имущество, реликвии, земли. С государственными мужами и местными чиновниками, от которых зависела судьба храма. Перед нами проходит целый ряд представителей духовного сословия: от высших церковных иерархов до простых священников. Кстати, Лавреш восстановил имена всех настоятелей храма, начиная с середины ХVII в..

История Маломожейковской церкви — это не ровное поле, как сначала может показаться. На страницах истории храма и на его стенах, в его подземельях, на кладбище, в местных преданиях — раны войн, вандализм местных Неронов, жертвы репрессий. Не единожды бушевали страсти вокруг этой святыни.

Книга Лавреша — это не привычный нам краеведческий очерк. Чем дальше читаешь, тем больше понимаешь величие и трагизм нашего прошлого (вплоть до большевистской расправы над сыновьями и внуком упомянутого Савицкого). После открытий, которые сделал автор книги, про Мурованку можно слагать стихи и чуть ли не писать детективные романы.

Пусть и остались в составленной Лаврешем истории Маломожейковской церкви «белые пятна» и пустые строки, что объясняется состоянием базы источников по теме, мы получили целостное исследование о храме. Оно соответствует современному уровню знаний, оно будет интересным и полезным историкам, специалистам по культуре, духовенству, любителям прошлого, прихожанам и гостям этой высокочтимой святыни.

Клас
0
Панылы сорам
0
Ха-ха
0
Ого
0
Сумна
0
Абуральна
0