Рыцарские турниры — одно из главных спортивных увлечений европейской знати в Средневековье. Что примечательно, в этих соревнованиях наши предки были не последними на континенте и могли неплохо прессовать соперников.

Журналист by.tribuna.com Тарас Щирый расспросил Владимира Орлова об отважных рыцарях-литвинах, о том, где происходили рыцарские чемпионаты Европы, и услышал историю о Зоське Долгой, которую можно считать первой спортсменкой в нашей истории.

— Со времен князя Всеслава Чародея наши предки, как свидетельствуют летописи и хроники, отличались силой, ловкостью, выносливостью. Эти качества были нужны в сражениях, на охоте, а по прошествии веков понадобились белорусам в спорте. Между прочим, аналоги нынешних спортивных соревнований проводились нашими предками еще в Полоцком княжестве. С помощью лука, дальностью полета стрелы 300—350 шагов, не только воевали, ходили на охоту (стрелой могли срезать гуся, утку, цаплю, лебедя), но и определяли на турнирах лучшего лучника. Стреляли, видимо, по прообразам современных мишеней. Сначала из луков, потом перешли на арбалет, а спустя некоторое время — на огнестрельное оружие. Вели огонь из рушниц, тогдашних аналогов ружья, которым пользуются спортсмены-стрелки. Но еще ближе к современным спортивным соревнованиям исходя из правил, количества зрителей были рыцарские турниры, весьма популярные в Великом Княжестве Литовском.

Во времена Витовта и Жигимонта (Сигизмунда) Августа существовал институт рыцарства. Не в смысле учебного заведения, а в смысле явления. Наши рыцари путешествовали по дорогам Европы, совершали подвиги в честь дам своего сердца и Отечества. Их девизом были слова: «Сердце — Отечеству, честь — никому!»

— Звучит довольно патриотично. А кто вообще такие рыцари?

— На нашей территории они не составляли отдельного сословия. Рыцарями была наиболее зажиточная часть шляхты, которая могла себе позволить и вооружение, и поездки по европейским дорогам, и участие в турнирах. Их права и обязанности регламентировались строгими законами. Во-первых, рыцари должны были позаботиться о своем вооружении, во-вторых, рыцарь получал разрешение выехать в любую страну, кроме неприятельских, «ради приумножения славы своей и отечества».

В рыцарском кодексе были прописаны идеалы духовности, взаимопомощи. Там также были перечислены требования поддерживать Церковь, защищать слабых, проявлять уважение к женщине, демонстрировать личное мужество, заботиться о своей образованности и обучении. Рыцарские правила не позволяли убивать противника сзади. Печать позора ложилась на всадника, который убил в поединке пешего, или на вооруженного, если он лишил жизни безоружного. Главными ритуалами были церемония рыцарского посвящения и турниры.

Рыцари часто становились объектами восхваления в литераторных произведениях. Вспомним хотя бы Вальтера Скотта, который жил в более поздние времена, но написал роман «Айвенго». О рыцарях короля Артура тоже писали по прошествии веков. Известный белорусский поэт эпохи Ренессанса Микола Гусовский в поэме «Песня про зубра» оставил очень подробное описание наших рыцарей, их занятий в мирное время. Вот как он описал рыцарскую подготовку.

В годы княжения Витовта лагерем было военным
Каждое поле, а мирное время казалось
Лишь передышкой меж войнами — всюду ученья,
Луки трещат на изгибе от частых сгибаний —
Признак надежной руки, молодечества, силы.
(…)

Было обычаем всадников лук и колчаны
В узел с одеждой завертывать, чтобы сухими,
Через пучины речные с конем пробиваясь,
Вынесть на берег. Вот ринулась конница в реку.
Слышишь лишь фырканье, видишь лишь уши да ноздри.
Сплошь на стремнине, вцепившись за гривы, мелькают
Головы юношей. Левой свободной рукою
Каждый гребет, помогая коню выбираться.
Все получали награды: высокие — лучшим.

— Когда рыцарские турниры появились на наших землях?

— В 1387 году великий князь Ягайло поставил свою подпись под привилеем, в котором впервые упоминались «рыцари и бояре». Эту дату можно считать началом распространения рыцарских традиций в нашем государстве. Поскольку княжество было частью общеевропейской цивилизации, правила были общими для всех и на территории ВКЛ. Эти турниры собирали участников из разных стран. Наши рыцари ездили на соревнования даже в дальние страны — Португалию и Испанию. На турниры рыцари приезжали загодя — за четыре дня до начала. Первый вечер отводили праздничному ужину и танцам, на следующий день судьи обсуждали участников. Для этого на всеобщее обозрение выставлялись боевые шлемы и флаги рыцарей. Потом озвучивали имя участника, и каждый из присутствующих мог выступить со своим словом. Если о кандидате становилось известно, что он, например, нарушал рыцарские правила либо бил лежачего соперника, атаковал со спины, его отстраняли от участия в соревнованиях. На третий день рыцари торжественно клялись соблюдать все правила турнира. В это время вдоль ристалища, где происходили состязания, устраивали трибуну для зрителей.

— А где чаще всего происходили турниры?

— Истории известны случаи, когда их устраивали в больших залах дворцов и замков, но обычно турниры происходили на городской площади, где за поединками рыцарей можно было наблюдать не только с трибун, но и из окон близлежащих домов. Однако за это платили деньги. И были соответствующие люди, которые следили за тем, чтобы никто бесплатно из окон за зрелищем не наблюдал.

Турниры происходили преимущественно в столичных городах. Я не исключаю, что локальные соревнования проходили и в столицах воеводств, крупных населенных пунктах, но они не имели такого резонанса, меньше сохранилось о них сведений в исторических источниках. Другое дело — война. В 1579 году войска Стефана Батория осадили Полоцк, который перед тем был захвачен Иваном Грозным. Оккупация длилась 16 лет. В княжеском войске были венгры, поляки, немцы. И вполне вероятно, что у них лагере происходили локальные турниры. Осада была длительной, тяжелой, и в свободное время они могли мериться силой.

Но чаще всего состязания проходили в Вильне. Большая часть турниров пришлась на XVI век, в правление великого князя Жигимонта (Сигизмунда) Августа, который широко известен своей трагической любовью к Барбаре Радзивилл. В 1546 году в Вильне несколько тысяч зрителей наблюдали за боем, в котором сошлись литвин Габриэль Тарла и рыцарь из Пруссии Лагендорф. Наш рыцарь был ранен, но все равно победил в этом единоборстве. Спустя год на турнир в Вильну съехались рыцари из десяти европейских стран: из Франции, Чехии, Италии, Германии, Венгрии, Англии. Участники брали приступом специально построенный деревянный замок. В ходе турнира на ристалище вышел сам Жигимонт Август и победил в бою. Но турнир зрителям и гостям запомнился другим эпизодом. В шуточном поединке сразу против двоих рыцарей участвовала литвинка Зоська Долгая, которую вся Вильна знала как ловкую, веселую женщину. Возможно, это первый случай, когда мы могли бы говорить в нашей истории о спортсменке. На турнирах между собой соревновались исключительно мужчины. А здесь на ристалище вышла Зоська, хорошо владевшая и копьем, и мечом. Под хохот присутствующих ее объявили победительницей.

Подобные турниры можно называть, если хотите, своеобразными чемпионатами Европы. Они были весьма представительными. Все начиналось с торжественного парада участников в рыцарских доспехах. При этом судьи следили, чтобы ни у кого не было преимущества, а копья рыцарей были одинакового качества и длины. То же самое касалось и лошадей. Они должны были быть одного роста. Победа зависела только от мастерства, а не от неких дополнительных обстоятельств.

— По каким правилам проходили состязания рыцарей?

— Состязания были индивидуальные и командные. В индивидуальных, чтобы победить, необходимо было сбить на землю противника вместе с конем. При этом запрещалось калечить чужого коня, бить соперника сзади и ниже пояса, нападать на рыцаря со сбитым шлемом.

Как теперь соревнования могут затягиваться надолго (например, в теннисе), так и рыцарские бои могли продолжаться до позднего вечера. Чуть ли не в полной темноте трубачи играли отбой и победителей, если ни один из соперников не успел завоевать чистую викторию, говоря современным языком, определяли по баллам. Что касается наград, прежде всего, победитель забирал себе коня и оружие соперника. Но со временем появились и другие награды, которые стали традиционными для всей Европы. Это был серебряный панцирь, меч с золотой рукоятью, золотой рыцарский пояс, шпоры, которые в старину назывались острогами. Особо судьи отмечали и тех, кто дольше остальных продержался на арене и сохранил свои перья на шлеме нетронутыми. Также награждали за самый меткий удар, давали приз за самое большое количество сломанных копий соперника. Некоторые рыцари могли за поединок сломать около дюжины пик. На турнирах награждали и тех, кто приехал из самой дальней страны. Главный приз победителю чемпионата вручала женщина, которую выбирали на турнире королевой любви.

— Рыцари тогда отличались физической силой и подготовкой?

— Главную роль играло не телосложение, а мастерство владения оружием, умение держаться в седле. Данные археологов и антропологов свидетельствуют о том, что наши предки имели меньший рост. Я лично в этом убедился, когда посетил Кедайняй (историческое название Кейданы), где в кальвинском сборе сохранились захоронения Радзивиллов. Там в галереях настолько низкие арки, что каждый раз вынужден был склонять голову. И это притом, что я не такой уж и высокий — мой рост 183 см. Но Радзивиллы, для которых строили этот храм, были явно ниже. И рыцари, если их сравнивать с современными спортсменами, например, с баскетболистами, были значительно меньшего роста. Кстати, вот пример, свидетельствующий о мужестве тех людей. По некоторым сведениям, не Ягайло, а наш великий князь Витовт командовал объединенным войском во время битвы под Грюнвальдом. Пока Ягайло долго молился, не давая приказ польским войскам вступать в битву, Витовт в своих боевых доспехах уже был на поле битвы. Мы не знаем, был ли он с самого начала, вступал ли в нее эпизодически, чтобы вдохновить воинов, но известно, что его панцирь был так погнут, что его пришлось разрезать ножовками, чтобы снять с князя. А ему на тот момент было 60 лет.

* * *

— Состязания проходили по олимпийской системе?

— Да, на турнирах действовала система, согласно которой в финальном поединке определяли победителя всего турнира. Но, что интересно, турниры не завершались на ристалище. Они продолжались за общим столом в виде взаимных застольных шуток. Это была традиция. Шутки могли быть веселыми, колкими, а иногда оскорбительными. Приведу пример. На одном из рыцарских турниров в Вене в XVI веке немецкие рыцари стали подшучивать над литвинами и поляками. Почему? Потому что те были якобы хуже вооружены. Тогда кто-то из литвинских рыцарей спросил у них: «А как же вы с лучшим оружием нам проиграли битву под Грюнвальдом?» Драки не было, но в ответ немцы, чтобы оскорбить литвинов, предложили, что продадут им за 100 злотых самого старого и малорослого коня. На удивление немцам, наши предки согласились и отдали им деньги, а на следующий день пригласили тех на обед, чтобы угостить свежей олениной. Наелись они мяса, пили бокал за бокалом, веселились, а в конце обеда немцам на большом подносе принесли голову и ноги так называемого оленя. Им оказался тот самый старый конь.

Юрий Радзивилл (сарматский портрет).

Юрий Радзивилл (сарматский портрет).

Немцы схватились за мечи, но правила рыцарских состязаний заставили их сесть на место и запить свою обиду еще одним бокалом.

— А погибали ли во время турниров рыцари?

— Бывало, но подобные случаи довольно редки. Судьи внимательно следили, чтобы до этого не доходило. Да и сами рыцарские кодексы не разрешали завершать бой убийством.

— Наши рыцари котировались за границей?

— В 1581 году тирольский герцог Фердинанд решил создать в своем фамильном замке музей европейской славы. И он обратился с письмами к самым знатным рыцарям из разных стран с просьбой прислать свое оружие. В этот перечень попали наши соотечественники Радзивиллы — Николай «Рудый» и Николай «Черный». В результате их доспехи экспонировались в музее тирольского герцога, а ныне их можно увидеть в Венском историческом музее. Кроме того, литвины попадали в рыцарские книги, своеобразные справочники, в которых рассказывалось о знаменитых представителях рыцарства. Кстати, сегодня представление о рыцарях ВКЛ дает сарматский портрет, особый жанр живописи, в котором героя изображали в полный рост в парадном облачении. Наши шляхтичи считали себя потомками сарматов, воинственного народа, который жил за тысячу лет до наших рыцарей в причерноморских степях. Сарматы господствовали на обширных европейских просторах и бросали вызов самому Риму.

— Кто был самым известным рыцарем-литвином?

— Двух Радзивиллов мы уже назвали. К ним можно добавить князя Юрия Радзивилла, который вошел в белорусскую историю под прозвищем «Литовский геркулес», одержав победу в 30 сражениях. Стоит вспомнить и Богуслава Радзивилла, о котором можно написать не менее интересный роман, чем «Три мушкетера». Богуслав много путешествовал по Европе. Фехтовал, дрался на дуэлях и из-за этого на несколько дней даже попал в Бастилию. А помогло ему выйти на свободу дальнее родство с королем Франции, в армии которого он служил подполковником. Что еще о нем сказать? Однажды спас жизнь шведскому королю, а английский монарх по случаю его приезда устроил в Лондоне бал и большую охоту. Богуслав увлекался искусством и сочинял религиозные гимны, оставил свое жизнеописание, которое несколько лет тому назад было издано по-белорусски.

Богуслав Радзивилл.

Богуслав Радзивилл.

Он не только коллекционировал произведения искусства, но и сам хорошо рисовал. И даже создал план городских укреплений принадлежавшего ему Слуцка. После осуществления этого проекта его стали называть «Бастион Литвы», так как Слуцк действительно стал мощно укрепленным городом. Вообще Богуслав Радзивилл был авантюристом, а без них не обходилась история ни одного народа. Однажды он попал в плен к татарам, но прикинулся обедневшим шляхтичем и сумел откупиться за самые маленькие деньги.

— Рыцари из каких стран были главными соперниками для наших предков?

— Среди одних жила память о великих победах, среди других — о поражении. И наиболее красноречивым событием была Грюнвальдская битва, когда вечером 15 июля 1410 года войско Тевтонского ордена, которое считалось самым сильным в Европе, было разбито. Многие помнили об этом, что накладывало отпечаток на рыцарские турниры, поскольку некоторые хотели хотя бы в личном бою одержать победу. Такое соперничество вылилось в историю со старым конем, о которой я уже рассказывал.

Доспехи Николая Радзивилла Сиротки.

Доспехи Николая Радзивилла Сиротки.

— Московское княжество оставалось вне контекста рыцарских турниров?

— Безусловно. Трагедией наших восточных соседей было то, что они попали на 250 лет под монгольское иго. И все это время там существовал Московский улус Золотой Орды — так в Орде называли Московию. Великие московские князья приезжали туда и на коленях ползли, исполняя весь ритуал поклонения хану, чтобы получить ярлык на великое княжение. Все это продолжалось до конца XV века. События тех времен вырвали и перечеркнули существовавшие в прошлом вечевые традиции восточно-русских княжеств. Освобождение от Орды было чисто внешним. Московиты унаследовали и устройство государственной пирамиды, и идею господства над всем миром, и тактику выжженной земли. Иными словами, к востоку от Великого Княжества Литовского начинался иной мир — евразийский. Там действительно не существовало ни рыцарства, ни Магдебургского права в городах, ни эпохи Возрождения и Реформации, через которые прошло государство наших предков. А эти два явления, между прочим, на века предопределили общеевропейское движение цивилизации.

Со временем популярность рыцарских турниров стала спадать (в XVII веке в Европе они почти не устраивались). Настали другие времена, появилось новое вооружение. Но сейчас в Беларуси действуют много рыцарских клубов, которые занимаются реконструкцией турниров. Только в Минске их около 15, а по всей стране — десятки. Наши клубы довольно часто завоевывают награды на празднованиях годовщины Грюнвальдской битвы, на других турнирах. Ежегодно в Беларуси проводился фестиваль «Белый замок», получивший известность по всей Европе. Живые рыцарские традиции лишний раз свидетельствуют о том, что мы, белорусы, являемся европейцами не только географически, но и культурно, и ментально, и исторически.

Больше о рыцарских традициях можно узнать из книг Юрия Бохана «Турнирные традиции в Великом княжестве Литовском в XIV-XVI вв.» и Владимира Орлова, Дмитрия Герасимовича «Страна Беларусь. Великое Княжество Литовское».

Клас
0
Панылы сорам
0
Ха-ха
0
Ого
0
Сумна
0
Абуральна
0