03.03.2017 / 11:51

Лучший спектакль — о последствиях войны в Украине. Театральные критики подвели итоги сезона-2016 то, куда действительно стоит сводить девушку или парня 4

Спектакль «Опиум», фото teart.by

Белорусские критики, журналисты и блогеры провели голосование и составили топ лучших отечественных постановок, премьеры которых проходили в 2016 году. Бесспорное первое место рейтинга занял спектакль «Опиум» Александра Марченко: в нем речь идет про обычную семью из Рогачева, которая оказывается на грани бедности. Не видя выхода, один из юношей едет воевать в Украину, чтобы немного подзаработать. Интересно, что «Опиум» стал первым белорусским спектаклем, который стал возможен благодаря краудфандингу и народному финансированию.

Человеком года стал Алексей Лелявский, режиссер Белорусского государственного театра кукол. Благодаря ему этот театр стал одним из самых сильных в стране и продолжает развенчивать миф, что куклы — это только для маленьких детей. Среди других прозвучали также имена Николая Пинигина (за последовательность в сценическом воплощении исторических путей развития белорусов в постановке «Две души»), Игоря Казакова, Саулюса Варнаса и Александра Марченко.

Алексей Лелявский, фото teart.by

Топ лучших спектаклей, которые, по мнению критиков, обязательны к просмотру:

  • «На дне», Могилевский областной театр кукол;
  • «Саша, вынеси мусор», Белорусский государственный молодежный театр;
  • «Крейцерова соната», Могилевский областной драматический театр;
  • «Рождественская история», Белорусский государственный театр кукол;
  • «Крестовый поход», Центр белорусской драматургии;
  • «Dreamworks», Белорусский государственный молодежный театр;
  • «Евангелие от Иуды», Белорусский государственный театр кукол;
  • «Из жизни насекомых», Независимый театрально-музыкальный проект Светланы Бень;
  • «Камера, которую дала мне мать», Национальный центр современных искусств, Театр Нового искусства.

Куда движется белорусский театр?

С помощью инициаторов рейтинга, кураторов интернет-проекта «Театральная Беларусь» Елены Мальчевской и Алексея Стрельникова «НН» выделила главные театральные тенденции.

Белорусский современный театр все чаще идет на эксперимент, отказываясь от громоздких декораций, не стремясь зацепить зрителя исключительно формой: чтобы выглядело «по-богатому». Нередко режиссеры вообще отказываются от украшений, используя только пространство и возможности тела актеров, как это случилось с, наверное, самым скандальным спектаклем сезона-2016 на гендерную тематику «Камера, которую дала мне мать».

«Камера, которую дала мне мать», фото Дарьи Бурякиной

Наряду с Минском сейчас «рулит» много постановок из регионов. В первую очередь, нужно отметить театры Могилевской области: они поняли, что, чтобы продавать себя, нужно не только делать искусство, но и организовывать гастроли, обсуждения, презентации, работать с журналистами.

«На дне», фото teart.by

Театр уже не оторван от насущных, актуальных тем: здесь можно встретить не только персонажей времен Великой Отечественной войны, но и отголоски Майдана, безработицы: «Опиум» Александра Марченко, «Саша, вынеси мусор» Дмитрия Богославского и др.

«Саша, вынеси мусор», фото teart.by

У нас все еще мало сильных режиссеров и критиков: к сожалению, по многим причинам, даже очень талантливые люди недолго задерживаются в профессии.

Катерина Карпицкая

0
Верамей Руслан / Ответить
03.03.2017 / 13:11
25 рэспандэнтаў (блогеры, крытыкі і інш., імёны якіх (амаль усе) я нават ніколі не чуў, а за навінамі сачу) вызначылі найлепшы спектакль года! Гэта не тое, што не зусім аб'ектыўна, гэта нават крыўдна за некторыя спектаклі і тэатры. Ёсць шмат выдатных пастановак, якія збіраюць поўныя залі. Але "крытыкі" і "блогеры" туды не патрапілі, і вось, спектакля ў спісе ўжо няма. Я сам аматар РТБД, можна сказаць, жыву там (ад трох да васьмі спектакляў штомесяц наведваю, кампанію такіх жа аматараў сабраў). РТБД апошнім часам дае прэм'еру за прэм'ерай, і яны вартыя найвышэйшых адзнак! Што ні кажы, а РТБД у плане развіцця беларускамоўнага тэатра наперадзе ўсіх! За гэта ім найвялікшая павага! А "Вій"? Няўжо ніхто з іх не патрапіў на паказ?! "Опіум" іх зацікавіў, а "Вій" прайшоў міма... А пастаноўка была проста феерычная!!! Шкада, што больш не паказваюць. 2Рэд. Ведаеце, чаго бракуе нашаму Беларускаму Тэатру? Рэкламы і анонсаў. Пра спектаклі, СМІ звычайна пішуць (калі пішуць!) па факту. "Адбыўся". А вось захочаш пайсці глянуць - а яго ўжо не паказваюць. Усё, цягнік сыйшоў: хто не паспеў, той спазніўся. Тэатры выходзяць у сацыяльныя сеткі, маюць свае сайты. Але гэта ўсё адно забяспечвае толькі невялікае кола гледачоў, часцяком нават "стабільнае" кола. Але трэба ж зацягваць новых людзей: новыя людзі - прыбытак - новыя пастаноўкі - прыбытак - папулярызацыя тэатра - папулярызацыя мовы - развіццё культуры... Гэта ж узаемазвязана. Добра было б актывізаваць супрацоўніцтва паміж тэатрамі і СМІ. Ёсць сайт "Тэатральная Беларусь", але як шмат яго чытаюць? А колькі праглядаў у "Нашай нівы"? Адзін артыкул у "НН" можа забяспечыць продаж квіткоў на цэлы спектакль, а гэта ўжо важны ўнёсак у развіццё беларускай культуры, бо будзе попыт - будзе і прапанова. Добра было, калі б адміністрацыі тэатраў самі выходзілі на СМІ. Але калі пакуль што не выходзяць, дык трэба ж неяк іх разварушыць, паказаць, што гэта будзе добра і выгадна ўсіх: "Выдатны спектакль! адкуль ты пра яго даведаўся?" "Прачытаў на сайце "Нашай нівы". Хіба было б дрэнна? Мне б вельмі хацелася, каб СМІ не толькі канстатавала факт ці рабіла анонс "дзень у дзень", калі квіткі ўжо не дастаць, але і дапамагала прасоўваць беларускую культуру ў народ. Хіба не агульную, ў рэшце рэшт, справу дзеля Беларусі робім?
1
Вадим / Ответить
03.03.2017 / 20:42
А Белорусский свободный театр? Почему все делают вид, что его нет?
0
Стрэльнікаў / Ответить
03.03.2017 / 22:51
Верамей Руслан, у Беларусі ёсць шмат апытанняў і прэмій. Кожны можа сам сабе выбраць на свой густ. Спектакль "Опіум" дарэчы зрабіў рэжысёр, а граюць там артысты РТБД. І "Гэта ўсё яна", і "Пелікан", і "Партрэт" у рэйтынге ўпамінаюцца, проста не на першых месцах. А два гады таму ўвогуле "Мабыць" перамог. Крытыкі любяць РТБД, проста мінулы сезон задаў такія акцэнты.
Показать все комментарии/ 4 /
Чтобы оставить комментарий, пожалуйста, активируйте JavaScript в настройках своего браузера