Иллюстративный снимок. Фото Ирины Ареховской.

Иллюстративный снимок. Фото Ирины Ареховской.

В последнее время в белорусских новостях часто мелькают «анархисты». Именно они возглавили брестский Марш нетунеядцев 5 марта, с задержанием анархистов был связан громкий «хапун» в троллейбусе №37 после минского Марша. Некоторые СМИ начали пугать читателей «молодчиками в черном». Кто же они, эти люди под черными флагами?

 

Если говорить совсем уж примитивно, анархисты выступают за ликвидацию государств и власти во всех ее проявлениях. [Утопическая, надо сказать, идея. Попытки ее реализации в ХХ веке раз за разом приводили к вооруженным конфликтам и установлению авторитарных или тоталитарных режимов. — Ред.]

Как и в любом движении, среди анархистов выделяются отдельные группы с отличающимися взглядами и методами.

Как правило в анархистских организаций нет фиксированного членства. Нет у них и руководства — ведь сама суть анархизма отрицает наличие какой бы то ни было управляющей вертикали.

Многие, называющие себя анархистами, вообще не являются членами каких бы то ни было группировок или организаций. Они действуют ситуативно и автономно. По разным оценкам, таких «единиц» чуть ли не половина или даже больше.

Государство относится к анархическим группам настороженно, независимо от их идейных нюансов. За ними следят спецслужбы, один из сайтов анархистов и их группа ВКонтакте были внесены в список экстремистских материалов. Недавно инвалид из-под Светлогорска получил административное наказание, у него конфисковали телефон как раз за репост информации, опубликованной одной из анархических организаций.

Репостил он сообщение движения «Революционное действие», чьи сайт и группы в соцсетях признаны экстремистскими. Поэтому и доступ к ним заблокирован.

«Революционное действие»

«Революционное действие» (РД) — одна из наиболее активных групп. Это они выходили на Марш нетунеядцев 5 марта в Бресте.

Идейная платформа РД — анархо-коммунизм, социальный анархизм и иллегализм. Последнее означает, что организация действует не обращая внимания на законность. В основу ставится эффективность действия, а разрешено ли оно законом — вопрос второстепенный.

Одним из достижений этого течения является концепция милитант-анархизма — практики, направленной на подготовку организованных и дисциплинированных революционных анархистов, способных действовать в различных условиях с применением различных методов продвижения анархистских идей.

«Наша организация существует с 2007 года, появилась она как одно из отделений большой российской анархической организации «Автономное действие». Мы хотели создать организацию, которая пропагандирует анархизм и стремится действительно влиять на политические и социальные события в Беларуси. В 2009 году мы вышли из состава «Автономного действия» ввиду несогласия с некоторыми идеями (например, обращение к властям — это неприемлемый для анархистов метод). Тогда же мы стали называться «Революционным действием», — рассказал «Нашей Ниве» представитель РД.

По словам собеседника, важное значение «Революционное действие» придает агитации.

«Нашу агитацию мы стараемся сделать броской, эффектной и понятной. Много сил тратим на то, чтобы люди о нас знали. Последние события в Беларуси привлекли больше внимания к анархистам, однако мы действовали достаточно активно в течение нескольких последних лет. Пикет в Минске в 2014-м, марши и пикеты в Бресте в 2015-м, брошенные лампочки в Белтелерадиокомпанию в 2016 году».

«Революционное действие» даже проплачивает рекламные посты в фейсбуке.

«Да, действительно, мы покупаем там рекламу. А что в этом позорного? В принципе, если мы покупаем бумагу и краску, печатаем на ней агитационный материал — это тоже расходы на рекламу. И в этом ничего плохого нет», — объясняют в «Революционном действии».

В адрес анархистов нередко можно услышать обвинения в провокативности — сами они выходят на акции с закрытыми лицами. Иногда вместе с ними милиция задерживает обыкновенных людей.

«Ну не анархисты же бросают их на сутки, правильно? Мы об этом и сказали: такие ситуации только показывают насколько неадекватное у нас государство, что готово сажать на сутки даже тех, кто просто оказался не в то время и не в том месте, — отвечает на обвинения представитель «Революционного действия». — А провокация — это термин, который часто используется против оппонентов в политике по поводу и без. Наш ресурс ставит целью борьбу за свободу и справедливость для всех людей в Беларуси и за ее пределами. Для сторонников тоталитарных порядков одно это уже может показаться провокацией.

К сожалению, то, что в Беларуси вообще возможно задержание человека за мирное выражение своего протеста, лишь показывает, насколько наша борьба сейчас необходима. И противодействие силовиков также неудивительно. Их цель — задушить народные протесты, загнать людей по домам и работам, превратить страну в один большой концлагерь. События последних дней показывают, что список «экстремистов» власти дополняют по своему желанию».

«Пошуг»

Фото Ирины Ареховской.

Фото Ирины Ареховской.

Однако помимо самых радикальных анархистов, в Беларуси существуют и группы, объединяющие обыкновенную молодежь левых убеждений. Одна из известных — это «Пошуг».

Белорусское слово «пошуг» означает вспышку света или огня.

Эта группа была создана в конце 2012 года. На этапе становления довольно серьезное влияние на его часть оказала деятельность российской левонационалистической организации «Вольница», с которой позже часто и сравнивали «Пошуг».

В белорусском медиапространстве «Пошуг» был замечен, после того как активисты опубликовали несколько видео: на одном — с майки парня в Минске якобы сдирают надпись «Я русский», другого парня заставляют снять и растоптать майку с Путиным.

А в 2015 году «Пошуг» приобрел широкую известность благодаря «делу граффитистов». Некоторые из фигурантов дела были активистами движения.

Концепцию группы «Пошуг» можно обозначить как этноанархизм или левый национализм.

«Мы обращаемся к локальным традициям борьбы за лучшую долю, к духу своей земли и воли своего народа. Мы не видим большого смысла в том, чтобы бесконечно ставить в пример практики других, часто далеких от нас на ментальном уровне движений и народов с разных концов света. Мы тянемся к белорусской этнической культуре, видим в ней замечательную основу для объединения людей и проявления в них братства и солидарности друг к другу, — рассказал «Нашей Ниве» активист группы «Пошуг». — В действительно народной традиции мы находим примеры неприятия власти и стремления к независимости и свободной жизни без государства. А если мы и обращаем взор куда-то в сторону, то ищем там корни своего собственного народа. К примеру, этноанархисты пользуются черно-красно-черным флагом, который является не просто симбиозом черного флага и бело-красно-белого, а прямой отсылкой к Норильскому восстанию в ГУЛАГе под руководством белоруса Григория Климовича в 1950-х, когда над лагерем начали подниматься черные с красной полосой флаги — как символы свободы, а также в знак траура по погибшим товарищам и их пролитой крови».

Но, пожалуй, главным отличием их взглядов от остальных белорусских анархистских групп является экономический вопрос, говорят сами активисты группы «Пошуг». Они призывают к игнорированию органов власти в этом направлении: предлагают не платить налоги и штрафы, скрывать отчетность об экономической деятельности, активно участвовать в сером и черном рынках.

С годами по мере развития взглядов изменились и символы. «Пошуг» ранее использовал «Колюмны» — один из гербов ВКЛ. На сегодня анархисты отказались от этого символа. «Потому что 90% видят в «Колюмнах» именно ВКЛ, Гедимина и «шляхетность», с которой нам не по пути», — говорит один из активистов.

«Пошуг» себя позиционирует как народников, но какой-либо четкой программы и платформы, как у «Революционного действия», до сих пор не сформировано, — признается другой активист. — «Пошуг» в этом плане скорее как орден или продвигаемая им идея, чем некая организация в классическом понимании».

«Вольны Хаўрус»

«Вольны Хаўрус» [рус. «Вольный Союз»], по словам анархистов, никогда не был публичным движением, а скорее, платформой, объединяющей людей схожих взглядов.

«Вы бы не нашли человека, который бы мог сказать, что он из «Хаўрусу», — сообщил один из анархистов.

Но у них есть свой манифест. Его последователи «пытаются строить движение на таких же организационных принципах как и «Революционное действие», говорят собеседники из числа анархистов.

Идеи «Хаўрусу» немного похожи на «Пошуг». В «Хаўрусе» разговаривают по-белорусски, отмечают дни рождения выдающихся белорусов (Калиновского, Богушевича), годовщину Слуцкого вооруженного восстания. Среди приоритетных задач называют национальное освобождение и возрождение культуры.

Анархическая группа «Прамень»

«Прамень» [рус. «Луч»] — это, пожалуй, наиболее либертарная группа. «Праменевцы» выступают категорически против каких бы то ни было проявлений национализма, против какого бы то ни было государственного строя. Для них одинаково неприемлема какая угодно государственная символика: как серп и молот, так и «Погоня».

«Прамень» — это коллектив и информационный ресурс социал-революционного анархистского толка. На складывающуюся в мире ситуацию мы смотрим через призму классовой борьбы», — характеризуют себя сами анархисты.

Сайт группы включен в список экстремистских материалов в Беларуси.

«Еда вместо бомб»

Эта международная инициатива направлена против милитаризма и голода. Анархисты кормят бездомных и голодных. Проект благотворительный, но несмотря на это, время от времени активистов задерживает милиция. Чаще всего отпускают без протоколов, но случается, что и штрафуют, и приговаривают к административным арестам.

«Анархический черный крест»

«Анархический черный крест» («АЧК») — это организация, занимающаяся организацией помощи анархистам, которые столкнулись с проблемами. «Черный крест» — это фактически международная анархическая организация, которая имеет свои «отделения» по всему миру. В Беларуси «АЧК» имеет свой закрытый коллектив, который и принимает решения о помощи. Помощь в первую очередь финансовая.

«Последние пару лет коллектив «АЧК» стал сужать категорию людей, которым он в состоянии помогать. В первую очередь отказались поддерживать активистов группы «Пошуг» — за их национализм. В дальнейшем появлялись все новые и новые дополнительные критерии, по которым поддержка может быть не оказана. Например, представители «АЧК» отказались поддерживать анархистов, которые применяли насилие к товарищам, независимо от контекста насилия и причины», — рассказал «Нашей Ниве» один из представителей анархистского движения. — «АЧК» связана с соратниками по всему миру, которые активно помогают в моменты особенно жестких репрессий (например, как сейчас), эти финансы потом идут в помощь тем, кто был репрессирован».

«Чорная ружа»

Группа «Чорная ружа» (рус. «Черная роза») на слуху совсем недавно. Заявлялось, что один из ее участников — Вячеслав Косинеров, бывший фигурант «дела граффитистов». Последний раз Косинеров был задержан 12 марта, после того, как накинул петлю на шею памятнику городовому, установленному напротив МВД в Минске. Сразу после этого в суде Центрального района Косинерову присудили арест на 15 суток. Но не за акцию с городовым, а за участие в минском Марше нетунеядцев — самом первом, который проходил еще 17 февраля. Позже стало известно, что за петлю на памятнике городовому против Косинерава возбуждено уголовное дело.

По словам анархистов, «Чорная ружа» не столько движение или организация, а что-то вроде медийной площадки.

«Наша справа»

Паблик «Наша справа» (рус. «Наше дело») создан в 2014 году как реакция на раскол в фанатском движении футбольного клуба «Партизан» и изначально стал рупором «хулиганского» актива «Партизана» (то есть, боевых антифашистов, которые принимали на себя всю тяжесть физической борьбы на улицах).

«Наша справа» — это, прежде всего информационный явно выраженного движения под таким названием не существует, говорят анархисты (хотя существуют и баннер, и футболки, и другие визуальные элементы, которые указывают на движение).

«Инфоресурс визуализирует так называемую «згоду» между белорусскими и украинскими антифашистскими группировками, в частности, многолетнее сотрудничество и братство между фанатами «Партизана» и киевского «Арсенала» и др.», — говорят анархисты.

По словам собеседника «Нашей Нивы», раскол среди фанатов «Партизана» произошел после событий в Украине и неоднозначной реакции на ситуацию там российских антифашистов. Фанаты «Арсенала» поехали воевать за независимость и целостность Украины на Донбасс, и на этой волне начался разрыв их отношений со значительной частью бывших российских партнеров.

«Хулиганы «Партизана», занимая преимущественно пробелорусские патриотические и националистические позиции, четко поддержали «Арсенал», вместо того чтобы жевать сопли и пытаться усидеть на двух стульях, как это сделала часть фанатов, — говорит один из анархистов. — В этот момент и появилась «Наша справа». На сегодня «Наша справа» — самый популярный антифашистский ресурс в Беларуси и Украине, стоящий выше расхождения во взглядах и отражающий информацию от всех политических группировок. За исключением, может быть, группы «Прамень».

Чей анархизм анархичнее?

Среди анархистских групп хватает и взаимных претензий, и явно выраженного негатива. Некоторые не признают друг друга или фактически считают, что их анархизм «более анархический, чем у остальных».

Например, движение «Еда вместо бомб» сейчас поддерживается разными анархистскими группами, причем по отдельности. Причины — в идеологических расхождениях между группами.

А «Прамень» зимой 2016 года объявил, что не хочет иметь ничего общего с группой «Пошуг».

«В последнее время внимание многих было направлено на так называемое «дело граффитистов» и связанное с ним движение «Пошуг». С недавних пор некоторые из участников группы «Пошуг» приходят на акции инициативы «Еда вместо бомб», пытаются предлагать свое участие и помощь в проведении раздачи. Мы не хотим сотрудничать с этим движением и считаем нежелательным присутствие его участников на наших акциях, поскольку для нас неприемлемо сотрудничество с людьми, продвигающими идеи национализма», — сообщали «праменевцы».

Точно так же относится к группе «Пошуг» и известный анархист, бывший политзаключенный Николай Дедок.

«Лично я не считаю «Пошуг» анархистской группой, поскульку у них националистическая идеология и эстетика», — рассказал Дедок «Нашей Ниве».

Но и самого Дедка многие не любит.

«Дедок — человек, одержимый желанием показать себя. Выход Дедка из тюрьмы открыл ящик Пандоры в смысле разного рода разборок (и все чаще публичных) в общем движении, — рассказал «Нашей Ниве» один из анархистов. — Дедок собирает вокруг себя людей обиженных на «РД», «Пошуг» и так далее, людей, которые до его выхода были деморализованы и дезорганизованы, как политических субъектов их вообще не существовало».

Один из близких к «Пошугу» анархистов комментирует ситуацию таким образом: «С «Революционным действием» у группы «Пошуг» проблем нет, хотя и официально открытого сотрудничества тоже нет ввиду разных причин. У «РД» более ясная идеология, они декларируют конкретные принципы и идеологию, например, платформизм — как организационный метод и анархо-коммунизм (безгосударственный социализм) — как цель. Хотя, например, бывали акции, на которых анархисты из «РД» шли совместно с активистами группы «Пошуг».

А «Прамень» и близкие к нему инициативы, вроде «Анархического черного креста», позиционируют себя как отдельный оппозиционный лагерь по отношению ко всем остальным. Хуже всего — это их убеждение, что истинные анархисты — это только они».

«Отношение к группе «Прамень» абсолютно во всех остальных группах резко отрицательное, включая активистов, которые оставались вне каких бы то ни было организаций и которые сплачиваются вокруг Косинерова», — подчеркивает собеседник.

В свою очередь, активисты «Революционного действия» обсуждать расхождения, имеющиеся с другими анархистами, отказались.

«Мы сейчас не очень хотели бы обсуждать другие коллективы. Если анализировать расхождения, это приведет к тому, что нам придется описывать расхождения в идеологии и практике между разными анархистскими группами. Теперь и так довольно много структур, которые хотят разделить протестующих. Мы считаем, что споры сейчас — это лишнее. Все можно будет увидеть на практике», — говорят представители «Революционного действия».

«Группа «РД» сконцентрирована преимущественно на акционизме и претендует на то, чтобы быть силовой группировкой», — комментирует Николай Дедок.

Что же к вопросу о массовости движений, то один из собеседников оценил ситуацию следующим образом:

«Больше, чем все остальные, могло бы мобилизовать «РД». До 2017 года на втором месте был «Пошуг». Но имеются свои нюансы — например, в 2014—2015 годах в силовом, а не количественном, измерении наибольший потенциал имел именно «Пошуг», благодаря тесным связям с фанатской средой «Партизана». Но во время «дела граффитистов» эту почву выбили из-под наших ног, а теперь вот «делом антифашистов» и вообще растоптали».

Клас
0
Панылы сорам
1
Ха-ха
0
Ого
0
Сумна
0
Абуральна
0

Хочешь поделиться важной информацией анонимно и конфиденциально?