Если смотреть на экономический кризис из Минска, то он выглядит не таким уж и страшным. Несмотря на все проблемы, уровень зарплат в Минске падает меньше, вокруг открываются новые бары и жизнь вообще-то продолжается.

Но с региональной перспективы экономический спад выглядит куда более сурово: он уничтожает рынок труда, пустеют города. Это все определяет долгосрочные тренды — и в среднесрочной перспективе от Беларуси останутся лишь Минск и еще десяток городов.

Фото Сергея Гудилина.

Фото Сергея Гудилина.

Четыре главные проблемы белорусских регионов

Белорусские регионы теряют демографический потенциал и человеческий капитал.

За последние 20 лет Беларусь потеряла более миллиона жителей (около 10% населения). Но эти изменения происходили непропорционально — Минск, областные центры и другие большие города наоборот росли, в то время как деревни и города с численностью населения менее 50 тысяч человек, пустели. Их жители не только вымирали, но и уезжали туда, где есть большие экономические перспективы. Еще 20 лет назад в деревнях проживал каждый третий белорус, теперь — каждый пятый.

По информации Министерства экономики, к 2032 году 77 из 118 районов Беларуси не будут иметь устойчивой численности населения (это значит, что в них будет проживать менее 20 тысяч человек). Крупные города, прежде всего Минск, высасывают тех, кто помоложе и, часто, наиболее способных. Разница в возрасте хорошо видна на примере коэффициента смертности. В 2015 году на тысячу жителей в Минске приходилось 8,8 смертей, а по всей остальной Беларуси 13,6.

Если смотреть на экономический кризис из Минска, то он выглядит не таким уж и страшным. Несмотря на все проблемы, уровень зарплат в Минске падает меньше, вокруг открываются новые бары и жизнь вообще-то продолжается.

Но с региональной перспективы экономический спад выглядит куда более сурово: он уничтожает рынок труда, пустеют города. Это все определяет долгосрочные тренды — и в среднесрочной перспективе от Беларуси останутся лишь Минск и еще десяток городов.

Значение не-Минска в белорусской экономике постоянно снижается.

Одновременно с потерей людей области теряют свое значение для экономики, и соответственно возрастает роль Минска. В 2016 году доля столицы в ВВП достигла 27% и продолжает расти. При этом развитие Минска выглядит для регионов порочным кругом: инвестиции идут в Минск, потому что здесь лучше рынок сбыта, и они еще больше усиливают столичную экономику, поэтому и дальнейшие инвестиции попадают именно в Минск. Не удивительно, что инновации в Беларуси развиваются прежде всего в столице.

В то же время белорусские регионы живут со «старой экономикой», которая имеет меньший сектор услуг и опирается на государственную промышленность, которая больше всего потеряла за время кризиса. Поэтому жители Минска теряют в зарплате медленнее и сегодня зарабатывают в полтора раза больше, чем по всей Беларуси, а среднедушевые доходы отличаются почти в два раза.

Белорусские регионы становятся пространством бедности, где доступность социальных услуг для людей хуже.

Место проживания является первичным из факторов, влияющих на то, столкнется ли человек с риском попасть за черту бедности. В Беларуси хватает депрессивных районных центров, в которых проживает по несколько тысяч человек и где очень тяжело найти работу. Отсутствие же достойных социальных выплат по безработице приводит к тому, что люди живут ниже уровня малообеспеченности (в среднем около $90 в месяц). Вообще же шанс оказаться в числе малообеспеченных во всей остальной Беларуси в четыре раза выше, чем в Минске.

Вполне предсказуемо, что вне столицы качество социальных услуг ниже, чем в Минске. На жителей столицы приходится в полтора раза больше врачей и чуть больше среднего медицинского персонала.

Количество врачей на 10 тыс. населения:
58,1 — г. Минск
38,4 — остальная Беларусь

Другой пример — это доступность высшего образования. В Минске — 28 вузов из 51. Число врачей или вузов — это всего лишь части пазла, поскольку на самом деле многие социальные услуги вне Минска хуже, чем в среднем по всей Беларуси.

Удельный вес малообеспеченных хозяйств
0.9% — г. Минск
5.8% — Гомельская область
5.4% — Брестская область
4.9% — Могилевская область
3.8% — Минская область
2.9% — Гродненская область

В Беларуси нет политических элит с программами, которые бы знали, как спасти белорусские регионы.

Возможно, крупнейшей проблемой белорусских регионов является некомпетентность властей. Местные чиновники то и дело попадают под обвинения в коррупции, а состояние регионов показывает, что их профессионализм может вызывать определенные вопросы. Отсутствие выборов ведет к тому, что чиновники никоим образом не зависят от жителей районов, поэтому фактически не обязаны отстаивать их интересы.

Белорусское законодательство обходит понятие «региональное развитие», а власти не создают региональных программ развития, кроме тех, которые составляются совместно с западными экспертами за средства ЕС или ПРООН. Однако эти программы «пишутся в ящик» и на практике не используются. Более того, по мнению специалистов, они выглядят как школьные рефераты.

Три ошибочных подхода к развитию регионов

Упадок белорусских регионов во многом связан с неверными представлениями белорусских властей о региональном развитии.

«Минск решает»

Главный минус сегодняшней политики развития регионов — чрезмерная централизация, при которой в Минске решают, как какому региону жить. В результате местные власти вместо того, чтобы думать, как развивать регион, переживают только за выполнение показателей, которые им спускают сверху.

Необходимо активнее использовать bottom-up подход, когда на местном уровне будут приниматься основные решения. Чтобы это успешно заработало, белорусским регионам необходимо широкое участие общественности в решении местных проблем, прозрачность принятия решений и большая экономическая автономия. Национальные власти в этом процессе должны только помогать, приглашая к сотрудничеству экспертов, а не направлять дополнительные бессмысленные показатели.

Но не следует заблуждаться — неэффективная система управления присуща и Минску, и другим крупным городам. Там она попросту скрыта за большими размерами рынка, частного сектора и жирными бюджетами. А в городах, численность населения которых менее 50 тысяч человек, результаты совсем печальные.

«Какую следующую отрасль экономики будем спасать?»

Времена, когда власти могли тратить десятки миллиардов долларов на поддержку регионов, прошли. И хотя в 2016 году на поддержку сельского хозяйства в целом из бюджета было потрачено около $1 млрд, это куда меньше, чем в богатые нулевые.

Мало того что регионы живут в бюджетном голоде, инвестиции сокращаются бешеными темпами — только за прошлый год в регионы инвестировали на 25% меньше, и этот показатель значительно ниже порога экономической безопасности. В ситуации, когда инфраструктура регионов деградирует, а бюджета не хватает даже на поддержание актуальных расходов, мечты о спасении всех — это просто самоубийство.

Иностранные инвестиции в регионы (2016)
$6 млрд — г. Минск
$2,5 млрд — остальная Беларусь

Есть в этом и кое-что позитивное, ведь мы хорошо помним, чем закончилась тотальная модернизация деревообработки или цементных заводов государственными менеджерами. В деревообработке по итогам 2016 года задолженность в 2,5 раза выше годового объема выручки (в общей сложности более $2,7 млрд и продолжает расти!), загруженность составляла лишь 60%, а рентабельность — лишь 1%. Очевидно, предприятиям-участникам еще долго придется отходить от такого успеха.

«Успехи» предприятий деревообработки (по итогам 2016)
$2,7 млрд — общий объем задолженности
60% — средняя загруженность
1% — средняя рентабельность

«Все регионы живут одинаково плохо»

При всеобщей депрессивности считать, что все регионы с одинаковой скоростью летят в тартарары, не стоит. Разные регионы имеют разную динамику и следует концентрироваться на лучших.

Например, хорошую динамику показывают областные центры, региональные агломерации, как Полоцк и Новополоцк, Мозырь и Калинковичи. В них происходит прирост населения, остается молодежь и растет частный бизнес.

Таким регионам и нужны собственные стратегии развития, совместные инфраструктурные проекты. Ведь эти кластеры и будут теми точками роста, которые будут задавать динамику развития страны.

Прирост в населении районных центров (за последние 10 лет)
8% — Барановичи
8% — Пинск
6% — Солигорск
3,6% — Полоцк и Новополоцк

Что надо делать

Белорусские регионы пребывают в таком состоянии, что никакая волшебная пилюля не в состоянии их сразу же излечить. Но есть масса вещей, которые государство могло бы сделать. Если коротко, на место вертикальной политики центральных властей должна прийти горизонтальная политика региональных субъектов.

Во-первых, нашим регионам необходимо настоящее местное самоуправление, а не фейковые советы депутатов.

Ведь если чиновники, управляющие регионом, зависят от вышестоящего начальства, а не от граждан, то они для граждан особенно и не стараются. В регионах должно сформироваться сильное гражданское общество. С широким участием общественности в решении местных проблем стали бы только лучше и качество региональных стратегий, и работа подотчетных местных властей.

Во-вторых, децентрализация может быть не только организационной, но и физической.

Например, в Германии Центробанк находится во Франкфурте-на-Майне, в Чехии все высшие суды вынесены из Праги. Более того, западные страны размещают в регионах международные агентства — штаб Интерпола переехал из Парижа в Лион еще в 1989-м. В Беларуси же все сконцентрировано в столице и это надо менять.

Органы, обязанные проводить независимую политику, могут покинуть Минск хоть завтра — речь о таких учреждениях, как Национальный банк, Верховный и Конституционный суды. Подобная децентрализация государственных органов станет толчком к развитию регионов, снизит расходы бюджета и улучшит качество государственного управления.

За органами управления в регионы должна переехать значительная часть университетов. Это неправильно, что в одном городе сосредоточено больше половины всех вузов.

Децентрализация задержит молодежь в регионах лучше всякого принудительного распределения. Более того, развитие таких университетов поддержит качество человеческого капитала, без которого невозможен экономический рост или приход крупных инвестиций. Сегодня в Минске 43% работников имеют высшее образование, а вне столицы — в два раза меньше.

В-третьих, регионам необходимо эффективное бюджетное управление и совершенствование стимулов.

Местные бюджеты сильно зависят от трансфертов из республиканского бюджета и формируются по убыточному принципу. Чем больше ты потратил в прошлом году, тем больше можешь привлечь средств в этом, а эффективность и экономия будут только снижать твой бюджет. Неудивительно, что руководство при такой системе всегда стремится раздуть расходы.

Облегчить ситуацию могло бы изменение системы распределения налогов. Лучше было бы, если бы не все забирал себе центр для последующего распределения через трансферты, а большая часть налогов (например, налог на недвижимость) сразу же шла в местные бюджеты.

Источники поступлений в местный бюджет
5% — Местные налоги и сборы
35% — Трансферты из республиканского бюджета
60% — Общегосударственные налоги

В-четвертых, необходимо диверсифицировать региональную экономику.

Невозможно повысить конкурентоспособность регионов, если в них нет конкуренции. Здесь надо опираться на частный бизнес и создавать условия для равного функционирования различных предприятий. Налоги от бизнесменов должны попадать в местный бюджет, чтобы у местных властей был стимул расширять налоговую базу.

Каждому региону следует определиться с одним-двумя приоритетными направлениями развития, а направления развития областей им следует согласовывать между собой на национальном уровне. В мире этот подход называется «умными специализациями» (Smart Specialisation) — он помогает избежать дублирования региональных стратегий развития и чрезмерной конкуренции между соседними регионами.

При этом выбор специализации должен основываться на глубокой оценке существующих инициатив и заинтересованных сторон в регионе, вовлечения из различных секторов как можно большего числа акторов в инновационный цикл. Хорошим примером является Нижнесилезское воеводство Польши. Традиционно промышленный регион с развитой горнодобывающей промышленностью в последние годы переориентируется на био- и нанотехнологии, а также на транспортную мобильность.

При этом, если цена выбора конкретного направления достаточно велика, принято разрабатывать несколько сценариев развития событий. Такие сценарии показывают, какие результаты принесет выбор того или иного приоритета, как результаты будут меняться по мере реализации мер, изменения общей ситуацией в экономике страны и объемом доступных средств. Вместе с тем для властей стало бы очевиднее, что без реального развития малого и среднего бизнеса, без приватизации невозможно реализовать жизнеспособной стратегии.

В-пятых, власти должны решить общереспубликанских проблемы.

По большому счету, значительная часть региональных проблем является продуктом неправильной политики Минска. Без реструктуризации государственных предприятий система управления, как и качество жизни, будет оставаться на низком уровне. Очевидно, что приватизация и частный сектор остаются главной надеждой — уровень жизни выше в тех белорусских регионах, где частный сектор наиболее велик.

Доля занятых в частном секторе (2015 год)
62.7% — Минская область
60.5% — Минск
57.4% — Гродненская область
57.2% — Брестская область
55.0% — Могилевская область
53.0% — Гомельская область
50.8% — Витебская область

Одновременно с реформами предприятий власти должны начать по-настоящему поддерживать малообеспеченных и безработных. Большинство их находится как раз таки вне столицы и виной тому неправильная политика правительства. Вряд ли власти могут компенсировать этим людям свои ошибки, но они должны начать наконец реформировать регионы.

Клас
0
Панылы сорам
0
Ха-ха
0
Ого
0
Сумна
0
Абуральна
0

Хочешь поделиться важной информацией анонимно и конфиденциально?