Буддистские монахи держат плакат: «Сторонники рохинджа — наши враги». Фото AFP.

Буддистские монахи держат плакат: «Сторонники рохинджа — наши враги». Фото AFP.

Все уже знают о конфликте в Мьянме. Некоторые называют страну на колониальный манер Бирмой, что лишь подчеркивает, как нам на самом деле пофигу, что там происходит. Но делаются заявления, лайкаются посты, ретвитятся твиты, добавляются детали в мозаику теорий мирового заговора.

Рассказываю кратенько. В провинции Ракхайн, которая нам известна под колониальным названием Аракан, местное автохтонное бирманское этническое большинство очень не любит местное арийское (я серьезно, индо-арийское) этническое меньшинство. И друг друга бьют и убивают. Какая-то там рохинья или рохинджа…. Многие западные СМИ даже не могут правильно назвать, как кого там зовут, поэтому просто говорят «бирманское правительство» притесняет некое конкретное меньшинство. А мы называем эту землю как Аракан — нам пофиг, португальцы придумали, и ладно — и, соответственно, тамошний народ «араканцами». А они «рахаинцы», или «рахины», или «рохинья»… Не лингвист, поэтому могу путать, как там их дифтонги правильно на письме передаются. Короче, они — местные жители Ракхайна. Говорят, что та Ракхайна еще упоминается в Рамаяне как земля «черных людей». Вот это они. И, соответственно, индо-арийское меньшинство называет себя «рохинжа»… то есть «местными», но на свой арийский копыл.

После обретения независимости Мьянмы, или тогда Бирмы, местные власти, как повсюду в бывших колониях, последовали почвенному трайбализму, объявив, дескать, кто здесь, как мы, — коренной народ, пусть будет. А вот те, что с другой формой черепа, пусть валят в свою Индию или Бангладеш или Восточный Пакистан, к своим ариям. Ваши деды, из-за неразборчивости угнетателей-англичан, самовольно перешли реку Наф и захватили нашу землю! Мало того, вы еще и Будде ароматических свечей не ставите, а в мечеть ходите, а там по-ненашему вам каждую неделю что-то говорят! А некоторые вообще возле своих разноцветных статуй с многорукими чертями скачут! Хватит! Бирма для бирманцев. Аракан для араканцев. 

Если этнические бихарцы и урду, потомки рабочих английских колониальных компаний, как многие народы в ходе разделения бывшего Раджа, действительно вернулись в Индию, то большинство рохинжа остались, считая эту землю своим домом. Мол, местные. Этнические столкновения продолжились, с принудительным выселением с земли, запретом пользоваться колодцами и другими атрибутами почвенной «справедливости». Частично рохинджа после очередных гонений мигрировали, но до сих пор там их много остается. Под миллион.

Дальше больше. Поскольку этнические столкновения происходили не только в Аракане, но и на севере, и на востоке страны, закон о гражданстве 1982 года бирманские генералы приняли такой, как только генералы умеют — простой и жесткий. Кто до 1823 (той самой войны с англичанами!) года здесь не жил — не местный, на гражданина не тянет. Тем самым более 130 народностей, примерно 1/8 населения страны была названа унтерменшами. Они не местные — пришли из Китая, пришли из Индии, короче, понаехали. Таким законодательным способом этносы были поделены на «правильных местных» и «неправильных местных». Чтобы ребенок получил ID, окончил школу и имел впоследствии шанс в жизни — надо давать взятку чиновнику из числа «правильных местных». Сами уж как-нибудь доживем.

Говорят, что реформаторы из правительства госпожи Аун Сан Су Чжи предложили не ставить на национальных документах ни этнической, ни религиозной метки. Но как же? На это наш народ пойти не может. Как мы будем определять пятую колонну? Ставим и будем ставить. Вы еще предложите на разные языки документы переводить! А эти пускай едут в Бангладеш. Их деды на лодках сюда приплыли по личному приказу императора Японии Хирохито, чтобы претворять секретные планы Абдул-Азиза ибн Абдуррахмана аль-Сауда, сам видел!

Короче, это клинический случай почвенной ненависти. Но не уникальный. Через море на Шри-Ланке сингалы (арии) и тамилы (дравиды) со времен Рамаяны решают, кто же там на остров первым приплыл, оседлал слонов и загнал аборигенов в джунгли. У короля Таиланда этнические меньшинства борются за свою почву на севере и на юге. В Индии в каждом штате можно услышать подобную историю, как мой дед здесь во времена Чандрагупты гонял гусей, когда твой дед еще с гор не спустился. Я уже не говорю про Ближний Восток, откуда-таки всё начиналось! Большинство конфликтов в Азии, как и в мире, почвенное. Все мы не особенно далеко ушли от наших предков, поэтому земля и ее ресурсы — это то, почему группы людей борются между собой.

И чем дальше, тем больше мы понимаем, что былые массовые переселения народов, связанные с ними завоевания, возвышения и падения городов и империй имели в основном природную причину. Если вдруг пищи перестанет хватать, пойдем вон туда, за гору, где реки текут и само всё растет. А там уже живут какие-то и в своего бога верят. Не хотят, чтобы мы рядом селились. Тогда надаём им по голове!

Поэтому, как та Кассандра, предупреждаю, что в ближайшие десятилетия сотни миллионов людей окажутся на территориях, где будет слишком жарко, где не будет хватать питьевой воды или, наоборот, будет слишком много ливней. Что эти люди будут делать? И что будут делать их соседи? То-то.

А причем здесь духовные франшизы? Понимаете, вот когда люди протестуют против капитализма, особенно американского, т.н. «западного», они «выносят» Макдональдс. Не фондовую биржу или штаб-квартиру какой-нибудь корпорации, а столовку с гомогенизированной пищей, где работают их соседи за низкую зарплату. Потому что это рядом, это — повсюду. Более того, это безопасно, так как нас много, а у них окна без охраны! И зазвенели стекла. Это наш всепобеждающий булыжник — оружие пролетариата и питекантропа.

Так и здесь. Десятилетиями до народности рохинджа нам не было дела. А сейчас появилось. А они кто? Надо же нацепить какую-то бирку, тег. Эва… так они же мусульмане! А кто их убивает? Буддисты! Всё, у всего вашего йога-класса во френд-ленте когнитивный диссонанс. Ведь вы же не видели, как парни в розовых накидках разжигают толпу: пошли бить вон тех, они не наши! И магазины у них богатые, и перца много кладут в карри, и ароматических свечей негде поставить… Или вы думали, что они какие-то другие? Религия мира vs. религия добра. Deathmatch. Новое развлечение вам на полчасика. Завтра будет другое.

Они абсолютно такие же, как и все другие. И поэтому конфликт типичен. Почему же мы вешаем на них религиозные франшизы? Это выгодно всем, как мне кажется. Религиозные франшизы остаются актуальными, так как иначе надо признать равенство участников. А так имеем «Бургер-кинг» напротив «КФС». Говорящие головы (мне нравится индийское слово pundit, но у нас еще не прижилось) сразу делают обобщения космических масштабов и эпической глупости о цивилизационном противостоянии. А мы цепляем бирку на проблему, кладем на соответствующую полочку и успокаиваемся. Мы — хорошие, а эти — вон какие дикари. Приплыли на лодках по приказу кайзера и украли у нас золото тамплиеров. Оттого кризис и закат нашей цивилизации. Молодежь нас не слушается. Женщины нас не любят. Что будет дальше? Всё — почти как писали друг другу на табличках 5000 лет тому назад шумеры.

А дальше надо жить и как-то учиться на опыте прошлого. Ведь иначе все наши инновации — это всего лишь средства, как побыстрее достать банан и надавать по голове тем, кто за ним тянется. И от убийства соседа нас отделяет только то, что магазин с бананами открывается в девять часов.

Клас
0
Панылы сорам
0
Ха-ха
0
Ого
0
Сумна
0
Абуральна
0

Хочешь поделиться важной информацией анонимно и конфиденциально?