В Минске выполняли Кшиштофа Пендерецкого, и он сам дирижировал. Для этого произведения наша Филармония оказалась мала. Настолько она монументальная - симфония-оратория «Семь врат Иерусалима». И по замыслу, и по количеству исполнителей.
Часть оркестра заняла проход, трубач трубил с балкона. На сцене должно было быть три хора, но у нас было два. Были еще солисты, чтец, читавший Старый Закон по-еврейски.
Привезли два тубафона — специально для этой симфонии придуманные многотонные инструменты, составленные из десятков труб.
Кажется, наши оркестр и хоры также пережили несколько неповторимых дней - работать с живым классиком.
За приезд 83-летнего мастера стоит поблагодарить Польский институт в Минске.
Несколько душевных деталей. Из ложи за исполнением следила Эльжбета Пендерецкая, жена композитора. Эта аристократическая 70-летняя женщина просто жила музыкой, она не сводила с мужа глаз, и ее тело словно пульсировало в ритме симфонии.
Капли дегтя: наша дама из Филармонии оглашала все по-русски. Хотя бы слово по-русски или по-польски. А над сценой висел транспарант с названием фестиваля, где всего шесть слов, три по-белорусски и три по-английски, и умудрились же они в одном из английских сделать ошибку. Такая у этом провинциальность.
Но плохая рамка не способна испортить большую картину