20.10.2017 / 11:17

Как грамотно составить техзадание для разработчиков сайта?

Помните фразу: если бы мы знали, как редко нас понимают правильно, чаще молчали бы? Она актуальна не только для обычных собеседников, но и для заказчиков с исполнителями. Именно поэтому и был придуман такой формат общения, как техзадание.

Что такое техзадание

Техническое задание — требования заказчика к будущему сайту. Чем подробнее и точнее они озвучиваются, тем лучше будет проведена разработка сайта. В итоге увеличивается вероятность, что исполнитель поймет заказчика, а тот будет доволен результатом.

Клиент с помощью техзадания может:

  • Определить, каким он хочет видеть ресурс;

Вырисовывается структура и особенности работы ресурса. Еще на стадии планирования станет ясно, нравится вам результат или нет, и нужно ли внести корректировки.

  • Оценить уровень мастерства исполнителя;

Компетентный исполнитель составляет четкое и понятное задание. Если в документе каша, лучше поискать другого исполнителя.

  • Оградить себя от ошибок исполнителя;

Если между ресурсом и техзаданием есть разница, разработчик обязан их исправить. Если работа проводилась по договору, то добиться исправления можно в суде.

  • Упростить замену исполнителя;

Если между заказчиком и исполнителем возникли разногласия, техзадание поможет быстро найти новых исполнителей и завершить начатое.

  • Подсчитать расходы;

Составление техзадания, в котором прописывается функционал и возможности, помогает узнать примерный бюджет.

Исполнитель с помощью техзадания может:

  • Лучше понять заказчика;

Чтобы составить техзадание, клиенту задаются десятки вопросов, показываются примеры, предлагаются решения. В результате формируется документ, который согласовывается и запускается в работу.

  • Оградить себя от непредсказуемости клиента;

Некоторые клиенты могут менять предпочтения на полпути. Но техзадание не позволит этого сделать и защитит исполнителя в суде.

  • Продемонстрировать экспертность;

Добротное техзадание подтверждает экспертность исполнителя.

  • Упростить процесс разработки.

Четкий подробный план ускоряет реализацию.

Техзадание формирует исполнитель

Обычно это проект-менеджер или разработчик. Но и клиент активно участвует в процессе. От него требуется ознакомить исполнителя с бизнесом, определить цель сайта, поделиться своим видением ресурса, привести примеры площадок, которые ему понравились, и отвечать на все вопросы исполнителя.

В некоторых случаях клиент берется набросать свою версию техзадания. Иногда это помогает, иногда нет. Независимо от того, кто составляет задание, делать это нужно так.

Правила составления техзадания

  • Пишите просто и понятно;

Формулировки должны быть точными и конкретными. Красивый — понятие неоднозначное. Лучше написать минималистичный дизайн с опорой на дуотона. Больше пользы, меньше декоративности и прочее.

  • Укажите сведения о бизнесе;

Каждый сотрудник команды должен понимать, в чем суть бизнеса, чего хочет заказчик и каким должен быть функционал сайта.

  • Расшифруйте все термины;

Заказчик должен понимать все, о чем говорится в техзадании.

  • Укажите инструменты и требования к хостингу;

Опишите все инструменты, движки, библиотеки. Чтобы в момент сдачи не оказалось, что вместо PHP нужно было.NET.

  • Обозначьте требования к работе сайта;

Каждый разработчик знает, что ресурс обязан функционировать во всех актуальных версиях браузеров и на всех устройствах. И это нужно прописать в техзадании, чтобы защитить заказчика. Укажите скорость загрузки страниц, устойчивость к нагрузкам, защиту от хакерских атак и прочее.

  • Опишите структуру;

Структура — это набор страниц и их взаимосвязь, которая должна четко прописываться.

  • Уточните наполнение для каждой страницы;

Клиент должен понять, какую функцию выполняет страница и что на ней размещается. Для этого можно использовать прототип или просто перечислить элементы в списке.

  • Определите сценарии использования;

Нужно, чтобы команда исполнителей и клиент понимали, как пользователь поведет себя на сайте. Для этого и пишутся сценарии. Особенно актуально для интерактивных сервисов.

  • Решите вопрос с контентом;

Разработчики могут включать контент в пакет услуг, могут ставить рыбу или писать контент за отдельную плату. Этот вопрос нужно решить в начале работы. Обязательно отметить уникальность текстов (защита от недобросовестных исполнителей).

  • Определитесь с дизайном;

Клиент может определять цветовую гамму, предоставлять брендбуки шрифтов. Но писать, что сайт должен быть красивым и современным, не стоит.

В заключение

Данная инструкция поможет вам понять, что должно быть в техзадании и чего не должно быть. Но все-таки техзадание, как и создание сайта — работа для квалифицированных специалистов. И найти подходящих исполнителей вы можете на Workspace — площадке, на которой собраны все компании, занимающиеся созданием веб-ресурсов.