08.11.2017 / 20:18

Как построена финская система образования и почему она не будет работать в Беларуси 47

Пишет Якуб Лопатка — белорус, который живет в Финляндии.

Реформы — это хорошо. Поиски — это замечательно. То, что министр образования постоянно в поисках, — это прекрасно вдвойне и втройне.

Читайте:

«Товарищ Карпенко, а известно ли Вам, с чего любимые Вами финны начинали?» Ответ астронома Малыщица министру образования собрал сотни откликов

Но вот беда: министры меняются, поиски продолжаются, «реформы» идут бесконечной чередой, а ради чего? И что такое реформа? Изменить начало занятий с восьми на девять часов утра? Растянуть обучение на 12 классов вместо десяти, а потом сделать 11 — вместо 12-ти? Исключить из программы историю Беларуси и ввести историю Десяти сталинских ударов? Сократить физику и тригонометрию (ну кто помнит правило буравчика или что такое синус, когда это пригодится?!). Вот научить столярному делу, слесарному, садоводству — это то, что надо!

Но тогда школа превращается даже не в ГПТУ (а я в 1963 году окончил ГПТУ-28 нефтяников в Новополоцке, где в программе был предмет под названием «эстетика»), а в примитивную школу фабрично-заводского обучения. Вся эта упомянутая выше суета не имеет никакого отношения к реформам образования, да, боюсь, и к образованию вообще. Немецкая — французская, та — сякая модель образования! И вот теперь — финская. Вопрос ко всем: можно ли на ели вырастить клюкву, на дубе — яблоки, а на яблоне — желуди? Наши образовательные мичуринцы-селекционеры стремятся именно к этому. Во-первых, что такое образование, из чего оно складывается и для чего существует. И что нам поможет достичь финских успехов? Посмотрим.

Структура системы образования. В систему финского образования входят: начальная школа 1—6 классы, базовая школа 7—9 классы, лицей (его почему-то в переводе называют гимназией) 10—12 классы, обширная сеть профессиональных училищ по 2—2,5 года, высшие школы по 3,5—4 года и университеты 4—6 лет. Всё, без исключения, обучение бесплатное. Студенты получают небольшую стипендию и так называемый студенческий беспроцентный кредит, который возвращается в течение 20 лет по окончании учебы.

Дети до 9 класса включительно получают бесплатные учебники, сдавать которые обратно в библиотеки не нужно, бесплатное питание и перекус, бесплатный проезд к школе, если ученик живет дальше, чем за 2 км от нее. Это делается потому, что базовое девятилетнее обучение — государственный долг граждан, как и военная служба. Поэтому государство должно обеспечить условия исполнения долга, который она возлагает на гражданина.

И финское государство обеспечивает такие условия. Никому и в голову не придет, чтобы солдат платил за обмундирование, за оружие и продовольствие. Так и с обязательным образованием. Кстати, образовательный бюджет Финляндии гораздо больше, чем оборонный.

Лицеисты-гимназисты уже получают небольшую стипендию. Цены для них в лицейских столовых — чисто символические. Старые учебники скупает специальный книжный магазин и продает по небольшой цене. Экзаменов на протяжении всех лет обучения не бывает. Успеваемость определяется по контрольным и тестам в течение учебного года. Система оценок — десятибалльная.

В шестом классе начальной школы ученики получают проспекты с указанием базовых школ города или округа. Они выбирают себе школу, но набор проводится по сумме баллов в свидетельстве за шестой класс, особенно в школы с «уклонами» или престижные школы. Если «семёрочник» никуда не проходит, то идет в свою территориальную базовую школу. То же и при поступлении в лицей.

Это уже не обязательный этап образования, а если низкий балл, то иди доучиваться в профтех, получай хорошие баллы, тогда получишь, как и лицеист, белую шапочку и право поступать в высшие школы и университеты. Успеваемость — твое личное дело. Хочешь хорошее образование и хорошую зарплату — учись. Учитель в финских школах избавлен от обязанности часами сидеть после уроков и писать множество бумаг. Он получает деньги за проведенные уроки. И по вышеуказанным причинам никто с него не требует тотальной успеваемости.

Высшее образование в почете. Учитель получает несколько тысяч евро, потому что имеет университетское образование. Или так: медсестра после двухлетнего медицинского училища получает около 2800 евро, а после высшей школы та же сестра будет получать чуть ли не вдвое больше. а врач с университетским дипломом — почти втрое.

Можем ли мы обеспечить такие условия учащимся и студентам? Можно учиться десять-одиннадцать-двенадцать лет, можно называть школу гимназией, лицеем, академией — толку не будет. Можно шарахаться от десяти баллов к пяти и снова назад, и что? Наступит ли коренное изменение в системе образования?

Дело в том, что суть образования не формируется усилиями министров или президентов. Она определяется образом жизни и менталитетом нации. В Финляндии совершенно отсутствует сословное высокомерие и чванство. Можно в продовольственном магазине встретить премьера, а на рождественском празднике для бедняков — президента. Ни для того, ни для другого город не перекрывают и не зачищают. Тихо пришел, тихо отъехал. Дети самых богатых людей ездят в школы на велосипедах или общественным транспортом. И каждое лето, начиная с 15 лет, работают. Кто-то в озеленении рвет сорняки среди городских кустарников, кто-то разносит рекламу. Никто из детей не подкалывает одноклассника, мол, у того телефон не последней дорогой марки. И сами финские бизнесмены ездят на шикарных «мерсах» и «ройсах» только по представительным случаям. Ежедневный транспорт — СААБ, «Опель», «Фиат».

Обычно у «реформаторов» вызывает ужас, что дети обращаются здесь к учителю на «ты». Так это общепринятый финский языковой этикет. А у нас принято на «вы», и менять ничего не надо. Главное же в финской системе образования — равенство ученика и учителя. Ученик — не объект воспитания, а субъект, участник воспитательного процесса. Он может оспорить оценку, и учитель может согласиться, если доводы ученика будут обоснованы.

Отметки в финских школах не ставят до третьего класса включительно. Но все три года ученик должен сам себе по десятибалльной системе выставлять отметки по поведению, прилежанию в учебе, отношению с одноклассниками — всего по одиннадцати пунктам. А потом сравнить с оценками, которые ему поставили учитель и несколько ближайших друзей.

Так незаметно, в виде игры, начинается воспитание ответственного за свои поступки Гражданина. Никаких политинформаций и патриотических уроков. Все подается в процессе изучения предметов в школе. И как ни странно, финны знают слова гимна и поют его на торжественных мероприятиях.

При обучении здесь не требуют зазубривания, а мышления и работы. Например, по географии ученикам дают задания на месяц, скажем, пройти от Огненной Земли до Сиэтла. По дороге нужно описать народы, их историю, экономику, язык и т.д. И сделать доклад перед классом. Или описать, скажем, белку. Ареал обитания, передвижение, размножение и т.д. И ученик с удивлением узнает, что этот забавный зверек, которых полно в городских лесопарках, абсолютно самодостаточное и достойное уважения существо.

В основу обучения и воспитания положено уважение к человеку. Не бывает в школах публичной «проработки» учеников и родителей. Родительские собрания бывают, а «проработок» не бывает. Только в личных разговорах учителей и родителей. И учителя никто не выструнивает и не требует «добиться успехов в показателях». Повторюсь: суть образования формируется не президентом, не министром, а окружающей средой, образом жизни и отношением между людьми. И взаимоотношениями между государством и гражданами. Т.е. финское государство знает, чего оно хочет от образования, каковы его цели и материальная база. Финская школа имеет хорошую материальную базу, а учителя люди уважаемые и хорошо обеспеченные.

А суета вокруг белорусского образования создает впечатление, что государство не знает, кого оно хочет воспитать и что для этого сделать. А как вырастить свободного гражданина в принудительно-приказной среде? Хорошо научить школьников клепать-пилить, а будущих агрономов — косить да ходить за плугом? В финской школе также есть уроки труда, дети учатся пилить, строгать и стряпать. Но главный упор делается на обучение ребенка работать с компьютером, а не с молотком, умение собрать сложную электронную схему — и это дальний прицел на будущее. А на что нацеливается белорусское образование? Это и есть самый важный вопрос реформы. Пока не будет ответа на него, ничего не изменится.

Якуб Лопатка

57
ром / Ответить
08.11.2017 / 18:59
и зачем мне то правило буравчика??? в школе много лишнего
лучше бы хорошо зубрили основы, а то потом ни лишнего , ни основ не знают
105
Пячоначнік / Ответить
08.11.2017 / 18:59
ні аб чым
вельмі слаба
4
Лявон / Ответить
08.11.2017 / 19:06
Грунтоўна і талкова!
Показать все комментарии/ 47 /
Чтобы оставить комментарий, пожалуйста, активируйте JavaScript в настройках своего браузера