В давнем 1991 году, в первый день августовского путча в Москве, в кабинет тогдашнего недолговременного и напуганного главного редактора газеты «Знамя юности» (П.В.), вступил тогдашний же цековский лектор (Э.С.) и выложил на стол рукопись своей свеженькой статьи с победным заголовком «Конец Горбостройки!». Тем, кто был взрослым в то время, не надо объяснять, что сие означало.

Буквально через минуту в кабинет вошел Семен Букчин, тогда постоянный автор острой публицистики в газете. С ходу пожав руки знакомым (и незнакомому Э.С.), он положил свою статью на стол главреда, а тот назвал Э.С. по фамилии. Одиозные материалы последнего людям были знакомы, а в лицо знали немногие… Без промедления Букчин щедро полил водою из редакторского графина и жестко протер листком бумаги свою провинившуюся руку под тихий стон обомлевшего П.В.: «Семен Владимирович… Ковер…»

Этот писатель умеет называть свои книги метко: «Хроника суверенного болота», «Прощание со славянкой», «Записки побежденного»… И, наконец, «Кабаре на сцене и в жизни» - точно обусловливается смысл и тон беседы, но ведь и таится некий крючок, будоражащий интерес. И, заметим, никогда не обманываются ожидания. «Заметки на темы театра, литературы и кино» - так скромно определил жанр «Кабаре…» его автор (хотя «скромность» не входит в перечень его талантов) гораздо шире и глубже заявленной темы. Собранные воедино «тексты», написанные за последние годы, полемические статьи, памфлет, фельетон, материалы на литературные темы и разборы театральных спектаклей (если можно назвать «просто рецензией» свободную беседу словно бы вовсе без определенного плана, где собеседник радуется, огорчается, советует - и приводит нас вместе с собою к продуманному, мощно аргументированному выводу!).

Он напоминает — да не напоминает, а требует от читателя — помнить призыв Алеся Адамовича, своего друга, замечательного человека и писателя, — «Не бойтесь!». Но ведь прежде всего следует этому завету сам!

Уже немало лет на страницах разных изданий мы встречаем некое подобие «рецензии», где автор, отметая то, что ему мешает «самовыразиться», с фигой и конфетой в кармане выплясывает на театральном опусе, а все реже - непредвзятый разбор, где «все связано со всем» и цель - не себя предъявить, а позвать в зрительный зал и подумать вместе. Если бы хоть иногда театр, режиссер и актеры могли прочитать анализ своей работы, такой как в откликах Букчина на спектакли Русского, Купаловского или Театра кукол! Несмотря на, бывает, нелицеприятные оценки. Пристрастные? — Да. Но и доказательные, и аргументированные, написанные внятно, без оглядки, без экивоков, читать которые несказанное удовольствие.

Вокруг «Автомата с газировкой с сиропом и без» Владимира Некляева развернулась было шумиха: еще до споров принялись доказывать, что все здесь правда, правда и ничего, кроме правды. Я жила в Минске и в то же время. И о «Хадеевском кружке» знала не понаслышке. И - «Я не суддзя, я сведка веку» — испытывая самое глубокое уважение к автору, поэту и человеку, во многом в этом «Минском романе» сомневаюсь, да и просто не верю. Тем более, что судьбы участников мне тоже известны, в том числе и сломанные…

…Свободным обращением со словом сегодня никого не удивишь. Этим легко объясняют неряшливость в речи и мысли: зато всем понятно, и всех уравнивает. И — как родниковой воды напиться — здесь, в этой книге царит Слово — емкое слово образованного, готового поделиться нами своими знаниями собеседника, который пишет свободно - потому что мыслит свободно, решает для себя — свободно. Его «оружие» — внутренняя свобода, живая мысль, совесть.

Такие вот «заметки» собраны в новой книге Семена Владимировича Букчина. Их гораздо больше, чем перечислено, но каждая и все вместе, по-моему, о главном, а главное здесь — «Не бойтесь!».

Встреча с автором, во время которой Семен Букчин будет подписывать свою книгу «Кабаре на сцене и в жизни», будет проходить 17 ноября с 17 до 19 ч. в магазине «Академкнига» (Минск, проспект Независимости 72).

Хочешь поделиться важной информацией анонимно и конфиденциально?