16.11.2017 / 09:50

Суицид: как распознать кризис у подростка и что надо / чего не надо говорить в критической ситуации 9

Родители, будьте бдительны! Бытующее мнение о том, что люди, которые пошли на суицид, никому не говоря о своих намерениях, ошибочно. Большинство людей в той или иной форме предупреждают окружающих. А дети вообще не умеют скрывать своих планов. Разговоры вроде «никто и не мог предположить» означают лишь то, что окружающие не приняли или не поняли посылаемых сигналов.

Основные мотивы суицидального поведения у детей и подростков:

  • переживание, обиды, одиночества, отчужденности и непонимания;
  • действительная или мнимая утрата любви родителей, неразделенное чувство и ревность;
  • переживания, связанные со смертью, разводом или уходом родителей из семьи;
  • чувства вины, стыда, оскорбленного самолюбия, самообвинения;
  • боязнь позора, насмешек или унижения;
  • страх наказания, нежелание извиниться;
  • любовные неудачи, сексуальные эксцессы, беременность;
  • чувство мести, злобы, протеста; угроза или вымогательство;
  • желание привлечь к себе внимание, вызвать сочувствие, избежать неприятных последствий, уйти от трудной ситуации;
  • сочувствие или подражание товарищам, героям книг или фильмов.

Если подросток задумал серьезно совершить самоубийство, то обычно об этом нетрудно догадаться по ряду характерных признаков, которые можно разделить на 3 группы: словесные поведенческие и ситуационные.

Словесные признаки:

Подросток, готовящийся совершить самоубийство, часто говорит о своём душевном состоянии:

  • прямо говорит о смерти: «Я собираюсь покончить с собой», «Я не могу так дальше жить»;
  • косвенно намекает о своём намерении: «Я больше не буду ни для кого проблемой», «Тебе больше не придётся обо мне волноваться»;
  • много шутит на тему самоубийства;
  • проявляет нездоровую заинтересованность вопросами смерти.

Поведенческие признаки:

Подросток может:

  • раздавать другим вещи, имеющие большую личную значимость, окончательно приводить в порядок дела, мириться с давними врагами;
  • демонстрировать радикальные перемены в поведении, такие как: в еде — есть слишком мало или слишком много; во сне — спать слишком мало или слишком много; во внешнем виде — стать неряшливым; в школьных привычках — пропускать занятия, не выполнять домашние задания, избегать общения с одноклассниками, проявлять раздражительность, угрюмость, находиться в подавленном настроении;
  • замкнуться от семьи и друзей;
  • быть чрезмерно деятельным или наоборот безразличным к окружающему миру;
  • ощущать попеременно то внезапную эйфорию, то приступы отчаяния;
  • проявлять признаки беспомощности, безнадёжности и отчаяния.

Ситуационные признаки:

Ребенок может решиться на самоубийство, если:

  • социально изолирован, чувствует себя отверженным;
  • живёт в нестабильном окружении (серьёзный кризис в семье; алкоголизм- личная или семейная проблема);
  • ощущает себя жертвой насилия — физического, сексуального или эмоционального;
  • предпринимал раньше попытки самоубийства;
  • имеет склонность к суициду вследствие того, что он совершился кем-то из друзей, знакомых или членов семьи;
  • перенёс тяжёлую потерю (смерть кого-то из близких, развод родителей);
  • слишком критически относится к себе.

Ребенок может прямо говорить о суициде, может рассуждать о бессмысленности жизни, что без него в этом мире будет лучше.

Должны насторожить фразы типа «все надоело», «ненавижу всех и себя», «пора положить всему конец», «когда все это кончится», «так жить невозможно», вопросы «а что бы ты делал, если бы меня не стало?», рассуждения о похоронах.

Тревожным сигналом является попытка раздать все долги, помириться с врагами, раздарить свои вещи, особенно с упоминанием о том, что они ему не понадобятся.

Кроме перечисленных, выделяются еще несколько признаков готовности ребенка к суициду, и при появлении одного-двух из которых следует обратить особое внимание:

  • утрата интереса к любимым занятиям, снижение активности, апатия, безволие;
  • пренебрежение собственным видом, неряшливость;
  • появление тяги к уединению, отдаление от близких людей;
  • резкие перепады настроения, неадекватная реакция на слова, беспричинные слезы, медленная и маловыразительная речь;
  • внезапное снижение успеваемости и рассеянность;
  • плохое поведение в школе, прогулы, нарушения дисциплины;
  • склонность к риску и неоправданным и опрометчивым поступкам;
  • проблемы со здоровьем: потеря аппетита, плохое самочувствие, бессонница, кошмары во сне;
  • безразличное расставание с вещами или деньгами, раздаривание их;
  • стремление привести дела в порядок, подвести итоги, просить прощение за все, что было;
  • самообвинения или наоборот - признание в зависимости от других;
  • шутки и иронические высказывания либо философские размышления на тему смерти.

Что делать? Как помочь?

Если вы заметили у ребенка суицидальные наклонности, постарайтесь поговорить с ним по душам. Только не задавайте вопроса о суициде внезапно, если человек сам не затрагивает эту тему. Попытайтесь выяснить, что его волнует, не чувствует ли он себя одиноким, несчастным, загнанным в ловушку, никому не нужным или должником, кто его друзья и чем он увлечен. Можно попытаться найти выход из сложившейся ситуации, но чаще всего ребенку достаточно просто выговориться, снять накопившееся напряжение, и его готовность к суициду снижается. Всегда следует уяснить «Какая причина» и «Какова цель» совершаемого ребенком действия. Не бойтесь обращаться к специалистам-психологам.

Обращение к психологу не означает постановки на учет и клейма психической неполноценности.

Большинство людей покушающихся на свою жизнь — психически здоровые люди, личности, творчески одаренные, просто оказавшиеся в сложной ситуации. Спасти ребенка от одиночества можно только любовью!

Если Вы слышите Обязательно скажите Запрещено говорить
«Ненавижу всех…» «Чувствую, что что-то происходит. Давай поговорим об этом». «Когда я был в твоем возрасте…да ты просто несешь чушь!»
«Все безнадежно и бессмысленно». «Чувствую, что ты подавлен. Иногда мы все так чувствуем себя. Давай обсудим, какие у нас проблемы, как их можно разрешить». «Подумай о тех, кому хуже, чем тебе».
«Всем было бы лучше без меня!» «Ты много значишь для меня, для нас. Меня беспокоит твое настроение. Поговорим об этом». «Не говори глупостей. Поговорим о другом».
«Вы не понимаете меня!» «Расскажи мне, что ты чувствуешь. Я действительно хочу тебя понять». «Где уж мне тебя понять!»
«Я совершил ужасный поступок». «Я чувствую, что ты ощущаешь вину. Давай поговорим об этом». «И что ты теперь хочешь? Выкладывай немедленно!»
«У меня никогда ничего не получается». «Ты сейчас ощущаешь недостаток сил. Давай обсудим, как это изменить». «Не получается — значит, не старался!»

Важно соблюдать следующие правила:

  • будьте уверены, что вы в состоянии помочь;
  • будьте терпеливы;
  • не старайтесь шокировать или угрожать человеку, говоря «пойди и сделай это»;
  • не анализируйте его поведенческие мотивы, говоря: «Ты так чувствуешь себя, потому, что…»;
  • не спорьте и не старайтесь образумить подростка, говоря: «Ты не можешь убить себя, потому что…;
  • делайте все от вас зависящее.

И, конечно же, обращайтесь к специалистам за помощью.

Городской клинический детский психиатрический диспансер
Минск, улица Янки Лучины, 6
+375 17 320-88-71
+375 17 315-06-79

0
охо-хо / Ответить
15.11.2017 / 20:53
У ребенка есть какая-то проблема. о которой он скорее всего или сам говорит или о ней должны знать родители. если они интересуются настроением своего ребенка. спрашивая что случилось при подавленном настроении. Взрослые люди часто сами создают проблемы подросткам. запугивая. что это как-то отразится на их всей оставшейся жизни. Часто в разной литературе пишут о первой любви. как о какой-то ценности. которую нельзя потерять слишком романтизируя или слишком драматизируя. отношения между противоположными полами в подростковом возрасте. На самом деле практически у всех первая любовь ничем не заканчивается. Детям нужно чуть ли не с садовского возраста говорить. как только у них какие-то симпатии появляются. что все проходит. будет еще в жизни много мальчиков и девочек. что нет никаких неразрешимых проблем и со всеми проблемами в первую очередь нужно обращаться к родителям. они всегда посоветуют. помогут хотя бы те. что скажут. чтобы плюнули и забыли. Часто учителя в школе из-за оценок заставляют детей сильно переживать. на что родители правильно реагируют. если говорят. чтобы не обращали внимания на придурочных  учителей и будет еще следующая четверть. следующий год. когда можно все исправить или в другую школу перейти. если учителя неадекваты. пусть им будет хуже. потому что о неадекватном поведении учителей в этой школе узнают все в округе. если каким-то диким образом ведут себя со школьниками и подростками. Знаю случай. когда мальчик погиб. выбросившись из окна из-за первой безответной любви. Потом оказалось. что и учителя знали о безответной любви и друзья какие-то с подругами. и он рассказывал. что с собой покончит. но никто не сказал. этому мальчику, чтобы плюнул на ту девочку. которая ему не отвечает взаимностью и нашел себе другую или учебой занялся. и будет еще любовь в его жизни и может не одна. Как-то все такие интеллигентные были. что восхищались и сочувствовали его любви. а потом с возвышенными чувствами объясняли какую от там записку оставил. где написал о своей неразделенной любви. Проще нужно быть. объяснять детям. что все проще. не получилось что-то сегодня. получится завтра. не сошлось все клином на училке. оценке или девочке. будет еще жизнь и будет что-то еще. 
1
не тех лечат. / Ответить
15.11.2017 / 21:11
как проблемы детям устраивать в школе и где угодно. то за это не наказывают. а как раздираться кто детям нервы трепит. то нет никого. какие-то психологи хотят научить как удержать подростка от суицида. если тому свет не мил. А кто устраивает такую жизнь. что подростку свет белый не мил. почему не выясняют и не принимают меры к тем людям. которые устраивают террор и до самоубийства доводят? Может нужно выяснять какими методами людей и подростков доводят до самоубийства. чтобы за такие действия наказывать и с работ разных увольнять. пока кого-нибудь такими действиями до самоубийства не довели? В Новинки кладут тех. кого спасли. кто пытался совершить самоубийство. Почему не выясняют что довело до самоубийства и не стремятся устранить причину. а лечат и успокаивают тех. кто не смог это перенести и кто может опять повторить попытку. если причина не устранена? Лечить нужно тех. кто доводит до самоубийства других и не осознает этого. и очень строго наказывать. если осознанно доводит до самоубийства. Почему медики в первую очередь не выясняют кто довел до самоубийства и не проверяют факты. почему сразу считают несколько ненормальным того. кто пытается совершить самоубийство? Есть какая-то статистика причин самоубийств. что и кто доводит до самоубийств и того. что люди начинают не понимать где находятся. от чего их лечить сразу бросаются. не проверяя были ли те ужасы какие-то про которые эти люди рассказывают. Учитель же может даже на лбу что-то ученику написать. из-за чего его лечить нужно. или школьника. если для того это драма все его короткой жизни? 
4
Этнакрат / Ответить
16.11.2017 / 00:16
Пералiчаныя сымтомы тычацца 100% падлеткаًу высакаразьвiтых краiн, а таксама 40% дарослага насельнiцтва зь iнфантыльнай псыхiкай. Адсюль пытаньне да аًутара: як чалавецтва дагэтуль ня вымерла???!...;-)))
Показать все комментарии/ 9 /
Чтобы оставить комментарий, пожалуйста, активируйте JavaScript в настройках своего браузера