Все началось 40 лет назад с черно-белых экземпляров, но в настоящее время существует и цветная электронная бумага.
Самая первая бумага с электронным чернилам под названием Gyricon была разработана компанией Xerox в 1974 году в качестве замены распространенным тогда мониторам с электронно-лучевой трубкой. Экран Gyricon получился действительно революционным: он прекрасно читался при ярком свете, был гибким и энергоэффективным.
Электронная бумага представляла собой тонкий пластиковый лист с микрокапсулами, наполненными маслом. В этих капсулах располагались шарики, одно из полушарий которых было окрашено и имело противоположный заряд. После того как на капсулу подавали электрическое напряжение, шарики крутились, образуя черно-белый узор.
На схеме: слева — первоначальное положение шариков (экран белый), справа — расположение шариков после подачи напряжения (на экране появляется изображение)
В первой версии Gyricon изображение получалось размытым, так как шарики вращались неравномерно, а также воздействовали друг на друга. Во втором поколении эту проблему удалось решить.
Эта технология оказалась дорогой и не нашла применения в массовом производстве.
Первый массовый выход электронной бумаги на рынок состоялся в начале 2000-х, когда технологию стали использовать для интерактивных ценников в супермаркетах.
Современные ценники с электронными чернилами.
Но для ценников четкость изображения, которая все еще оставалась недостаточной, была не на первом месте. Между тем для дисплеев гаджетов эта характеристика является едва ли не самой важной.
В 1996 году появилась технология E-Ink, в которой использовались шарики-капсулы, заполненные черными и белыми гранулами, которые плавали в прозрачном масле. В зависимости от заряда (положительного или отрицательного), гранулы нужного цвета «всплывали» наверх.
Шарики в масле под микроскопом
Однако только в 2004 году технологию впервые применили в электронной книге Sony Librie с революционным в то время 6-дюймовым E-Ink дисплеем первого поколения, который имел разрешение 800x600 пикселей и воспроизводил 4 оттенка серого. Стоила такая книжка 376 долларов.
Sony Librie
С 2004 г. по 2010 г. «ридеры» чаще всего выпускали на основе электронной бумаги E-Ink Vizplex, у которой имелось много недостатков: подложка была серого цвета (то есть, сама бумага имела серый оттенок), изображение подолгу обновлялось, а иногда картинка накладывалась на предыдущую. Последние поколения Vizplex были значительно усовершенствованы: подложка стала белой, а скорость обновления изображения возросла.
В 2010 году было анонсировано второе поколение E-Ink — Pearl. Контрастность «бумаги» увеличилась, а энергопотребление снизилось на 50%. Первой электронной книгой с таким дисплеем стала Amazon Kindle DX.
Amazon Kindle DX
Дальнейшим развитием технологии E-Ink стало уверичение разрешения и появление сенсорных экранов Pearl HD. Первой компанией, которая предложила устройство с Pearl HD, стала ONYX. Она также стала третьей в мире компанией, использовавшей технологию электронных чернил.
В октябре 2012 года, практически одновременно, компании Amazon и ONYX выпустили ридер с экраном Pearl HD и новым типом подсветки PVI, который отличался гораздо большей однородностью. Так наступила новая эра в развитии электронных книг.
На постсоветском пространстве наиболее популярными были книги ONYX, в то время как на западе лидером были устройства компании Amazon.
Современные черно-белые «ридеры» оснащаются дисплеями Carta с увеличенным по сравнению с Pearl разрешением (1440x1080 пунктов) и большей контрастностью.
Недавно появились и цветные электронные чернила, которые выпускаются под двумя брендами: Triton и AСeP.
«Бумага» Triton имеет 4096 цветов, что выглядит не очень оптимистично на фоне современных LCD-дисплеев с 16 миллионами цветов. Наверное, именно по этой причине цветная электронная бумага не получила пока распространения.
Сравнение электронное бумаги с чернилами Triton (слева) и настоящей газетной бумаги (справа).
Электронные чернила AСeP выглядит более выигрышно: каждый шарик имеет пигменты с восемью основными цветами, которые способны выдавать более 30 тысяч оттенков. Но распространению этой технологии мешает ее высокая стоимость.
Часто можно услышать критику электронной бумаги. Однако с каждым годом книги на ее основе производятся во всё больших объемах и охотно покупаются.
Кроме того, производители обещают в будущем усовершенствовать технологию: уже давно разработаны прототипы электронных газет с огромным размером экрана. Они легкие, гибкие и мало чем отличаются от настоящего газетного листа.
Перспективной кажется идея применения E-Ink в рекламной индустрии: например, для стендов с объявлениями в метро.
Главное преимущество электронной бумаги перед обычной — возможность использовать ее почти неограниченное число раз без потери качества изображения. Главный же ее недостаток — отсутствие уникального «типографского» запаха, из-за которого многие все еще делают выбор в пользу традиционных книг.