24.01.2018 / 14:56

Belarus Digest: Отсутствие выхода к морю подрывает белорусский суверенитет 18

18 января литовские власти сообщили, что через Клайпедский порт было перевезено рекордное количество грузов. Это было достигнуто в первую очередь за счет белорусских компаний, которые, несмотря на давление Москвы, продолжают пользоваться преимущественно портами стран Балтии, а не российскими.

Хотя белорусские власти и обещают перенаправить часть грузов на российские порты, наша страна продолжает ориентироваться на морские пути стран Балтии. Издание Belarus Digest разбиралось, как отсутствие выхода к морю и политические игры соседних стран подрывают суверенитет Беларуси.

20 января белорусский вице-премьер Владимир Семашко предсказал, что Беларусь перенаправит 1 миллион тонн нефтепродуктов из балтийских портов на российские. Но даже если этот прогноз осуществится, такие объемы поставок вряд ли могут кого-то поразить, так как это капля в море по сравнению с поставками через балтийские порты.

Ясно, что Россия заинтересована в том, чтобы перетянуть транспортные потоки белорусских нефтепродуктов, но ее ресурсы ограничены, даже чтобы заставить Беларусь переориентироваться на российские порты. Российская железная дорога ежегодно может перевозить не более 5 миллионов тонн белорусских нефтепродуктов. Не выгодно это и нашей стране — себестоимость транспортировки одной тонны нефтепродуктов через балтийские порты колеблется от 6 до 8 долларов, в то время как через российские порты стоимость транспортировки может достигать 18 долларов.

Но частично диверсифицировать транспортные пути Беларусь все же намерена, хотя про полной отказ от Клайпеды речь не идет. Литва активно критикует Беларусь за строительство атомной электростанции, поэтому разговоры о возможном сокращении поставок нефтепродуктов через Клайпеду может сделать Литву более податливой.

Последние несколько лет Беларусь расширяла свое присутствие в литовских и латвийских портах. В 2013 году «Беларуськалий» выкупил 30% терминала Клайпедского порта. Стало известно и о секретных договоренностях «Нафтана» и Рижского порта. Совершенно очевидно, что такая активность будет беспокоить Россию.

В качестве альтернативы Беларусь пыталась найти другие варианты, прежде всего порты Гданьска и Одессы. Скорее всего, эти попытки оказались провальными. Недавно стало известно о закрытии белорусских консульств в этих городах — вряд ли это простое совпадение.

Таким образом, Беларусь остается в уязвимом положении: в сотрудничестве с Польшей и Украиной в морских перевозках прогресса нет, а поставки через балтийские порты остаются нестабильными. Без региональной кооперации и диверсификации торговли белорусский суверенитет будет и дальше находиться в уязвимом положении.

Максим Маханьков, по инф. Belarus Digest

2
LMI / Ответить
24.01.2018 / 14:49
Няма жаданьня нават напружваць галаву каб асэнсаваць гэтыя "вялікія" высновы. А што тады казаць пра Швейцырыю, Аўстрыю, Чэхію, Славакію ????
1
Добры Дзень / Ответить
24.01.2018 / 15:00
- Рыгу таксама крывічы заснавалі.
- Што значыць "таксама"?
- Таксама як і Вільню.
0
dr. H.Causa / Ответить
24.01.2018 / 15:01
Яшчэ ў работах прагрэсыўных беларускіх эканамістаў канца 90-х гадоў мінулага стагодзьдзя было паказана, што транспартная вось Масква - Брэст занепадае, а узьнікае новая вось Гомель-Клайпэда. Пералічу, дзеля зацікаўленых, транспартныя восі нашага Краю з даўнейшых часоў: Тураў-Полацк, Менск-Вільня, Смаленск-Варшава, С.-Пб.-Адэса.
Показать все комментарии/ 18 /
Чтобы оставить комментарий, пожалуйста, активируйте JavaScript в настройках своего браузера